МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-х классов
Екатеринбург 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Курс внеурочной деятельности для обучающихся 5 класса «Финансовая
грамотность» направлен на реализацию ФГОС и предполагает осуществление
образовательной деятельности, направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Курс внеурочной деятельности является, одним из инструментов достижения
планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов
образования школьников.
Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности
«Финансовая грамотность» разработана на основе примерной программы
внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения
основного общего образования.
Авторы программы «Финансовая грамотность» для 5-7 классов Е.А.
Вигдорчик, Ю.Н. Корлюгова и др., заказчиком которой выступает Минфин России.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на основе
следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) (с изменениями и дополнениями);
- Федеральной образовательной программы основного общего образования
(Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации №370
от 18.05.23);
- Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858«Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
«Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.
При составлении
программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа
рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 5 классов.
Основная цель – осознание необходимости развития собственной финансовой
грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей
семье
Задачи программы:
 развитие экономического образа мышления;
 воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Введение в курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Основная цель – осознание необходимости развития собственной финансовой
грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей
семье
1. Доходы и расходы семьи
Потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и
безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги,
семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность,
пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления
расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары
длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные
расходы, сбережения, денежный долг.
Основная цель – понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия
семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис, страховая компания, больничный лист.
Основная цель – осознание возможности возникновения особых жизненных
ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния. Понимание роли страхования и сбережений для решения
финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация курса внеурочной деятельности «Основы финансовая
грамотности» в 5 классе направлена на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1)
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых
связей семьи и государства;
2)
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
3)
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
4)
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть
семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на
благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
5)
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные универсальные учебные действия:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на
основе проведения простых опросов и интервью;
2)
умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы,
схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
3)
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по наймуи ведения
собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе
проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги,
об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных
лиц, о валютных курсах;
4)
установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
5)
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению
и умозаключению);
6)
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи,
величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам,
проводить расчёты с валютными курсами;
7)
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
1)
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,простая
финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное
исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные универсальные учебные действия:
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных
результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе
определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и
обществе и существующих возможностей;
2)
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
3)
проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
4)
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка
выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в
семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
5)
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов
успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1)
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;
2)
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
3)
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
4)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать
и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,
исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать
портфолио по финансовой грамотности;
5)
умение использовать информационно-коммуникационные технологии
для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
1)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,страхование,
налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд,
доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
2)
понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
1)
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
3)
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых
4)
финансовых расчётов;
5)
применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходовсемьи
и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
6)
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
7)
определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
8)
расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» в 5 классе
Обучающийся научится:
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;
• Перечислять виды денег;
• Приводить примеры товарных денег;
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег;
• Составлять и решать задачи с денежными расчётами;
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться;
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег – преступление.
Обучающийся получит возможность:
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки;
• Описывать направления расходов семьи;
• Классифицировать виды благ;
• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах;
• Сравнивать и оценивать виды рекламы;
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о
покупке.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
Наименование разделов и
тем программы
Введение в курс «Основы
финансовой грамотности»
Доходы и расходы семьи
Количество часов
4 часа
15 часов
3
Риски потери денег и
имущества и как человек
может от этого защититься
Итого:
15 часов
34 часа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Тема урока
Почему важно развивать свою
финансовуюграмотность?
Кол
ичес
тво
часо
в
Дата
изучения
1 неделя
1
2
От чего зависит благосостояние семьи?
1
2 неделя
3
Учимся оценивать финансовое
поведение людей.
1
3 неделя
4
Учимся оценивать своё финансовое
поведение
1
4 неделя
5
Деньги: что это такое?
1
5 неделя
6
Какие бывают деньги и какие у них
функции?
1
6 неделя
7
Кто печатает деньги и где они хранятся,
Что такое банк и для чего он нужен?
1
7 неделя
8
Из чего складываются доходы семьи?
1
8 неделя
9
Учимся считать семейные доходы.
1
9 неделя
10
Исследуем доходы семьи.
1
10 неделя
11
Уроки финансовой грамотности от
литературных героев.
1
11 неделя
12
Как появляются расходы семьи.
1
12 неделя
13
Учимся считать семейные расходы.
1
13 неделя
14
Исследуем расходы семьи.
1
14 неделя
15
Реклама и рекламные акции.
1
15 неделя
16
Как разумно делать покупки.
1
16 неделя
17
Как сформировать семейный бюджет?
1
17 неделя
18
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета»
1
18 неделя
19
Повторительно-обобщающий урок
1
19 неделя
20
Почему возникают риски потери денег
иимущества и как от этого защититься.
1
20 неделя
1
21 неделя
1
22 неделя
21
22
Что такое страхование и для чего оно
необходимо?
Что и как можно страховать?
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
23
24
25
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит.
Как определить надёжность страховых
Компаний?
1
23 неделя
1
24 неделя
1
25 неделя
26
Как работает страховая компания?
1
26 неделя
27
Сколько стоит «своё» дело?
1
27 неделя
28
Семья и государство: как они
взаимодействуют?
1
28 неделя
29
Аукцион задач.
1
29 неделя
30
Игра « Планируем праздник»
1
30 неделя
31
Учебные минипроекты по разделам курса.
1
31 неделя
32
Учебные минипроекты по разделам курса.
1
32 неделя
33
Повторительно-обобщающий урок
1
33 неделя
34
Итоговое обобщение.
1
34 неделя
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА:
- Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /
Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова
— М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5—7 классы общеобразоват. орг. /
Ю.Н. Уорлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 классы
общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик — М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 классы
общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей.
5—7 классы общеобразоват. орг. / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.:
ВАКО, 2018.
Список рекомендуемой литературы
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.
СпецпроектРоссийской экономической школы по личным
финансам. – 2010.
3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект
Российскойэкономической школы по личным финансам. –
2009.
4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки
и ее друзей.Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс.
В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.
5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3
класс. – 5-еизд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.
6. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика
для учащихсяначальной школы»
7. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
8. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.:
Экономика, 1992.
9. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под
редакцией И. А.Сасовой; РАО. – М., 2003.
10. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
11. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся
начальной школы.Самара; 2001
12. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина;
Е. Крохина,журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
13. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие
для учителя.М.: Вита- пресс; 1997.
14. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице
Экономике, злодейкеИнформации,
волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
15. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –
11 классов.Московская экономическая школа.
Интернет-ресурсы:
Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение
младших школьниковФестиваль педагогических идей
«Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ Загадки и ребусы http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина
глазами экономиста» -http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html
Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок» - http://festival.1september.ru/