РП курса внеурочной деятельности Олимпиадная сборная гимназии 35 Химия 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Никандрова Е.А.
Приказ 82-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадная сборная гимназии 35. Химия»
11 класс

Екатеринбург, 2025

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
Умение конструктивно разрешать конфликты;
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные УУД:
Сличают свой способ действия с эталоном;
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона;
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы;
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и
уровень усвоения;
Осознают качество и уровень усвоения;
Оценивают достигнутый результат;
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Составляют план и последовательность действий;
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные УУД:
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами;
Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования,
упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи;
Умеют заменять термины определениями;
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;
Выделяют формальную структуру задачи;
Анализируют условия и требования задачи;
Выражают структуру задачи разными средствами;
Выполняют операции со знаками и символами;
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи
Коммуникативные УУД:
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:
Умеют слушать и слышать друг друга;
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями;
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
Интересуются чужим мнением и высказывают свое;
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия:
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются
1) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
2) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
4) использование различных источников для получения химической информации.
5) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Планируемые результаты учебной деятельности
Выпускник научится:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении
химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов
или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;

 характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
 раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических
связей;
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель»,
«окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных
веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глю коза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; 
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:

 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и
продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных
факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей
среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Научный эксперимент и его роль в познании. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах
и отравлениях химическими реактивами. Лабораторное оборудовании. Химические реактивы.
Демонстрации. Аптечка кабинета химии. Химические реактивы и лабораторное оборудовании.
Практuческие работы
Измерение объемов воды с помощью мерной посуды.
2. Методы очистки веществ(2часа)
Основные способы разделения смесей: намагничивание, фильтрование, выпаривание,упаривание, кристаллизация.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
3. Способы получения неорганических веществ и их свойства (8 ч)
Основные свойства важнейших классов неорганических соединений. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Распознавание оснований. Распознавание кислот.
Гидролиз солей.
Практuческие работы
Общие способы получения металлов. Получение металлов реакцией замещения из растворов солей;
Получение кислорода разложением перекиси водорода;
Получение водорода;
Получение оксида меди и углекислого газа разложением малахита;
Получение нерастворимых оснований и их свойства;

Общая характеристика способов получения кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной кремниевой;
Общие способы получения солей. Получение солей реакцией обмена между кислотой и
оксидом;
Изучение минеральных удобрений
4. Окислительно-восстановительные процессы и их применение в анализе (3 ч)
Окислительно-восстановительные функции веществ и направление окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. Стандартные электродные потенциалы.
Ряд стандартных электродных потенциалов. Зависимость электродного потенциала от природы
реагирующих веществ, от их концентрации, температуры, рН среды, растворимости, присутствия в системе комплексообразователя.
Практuческие работы
Окислительно-восстановительные свойства перманганата калия с пероксидом водорода;
Окисление ионов хрома (III) пероксидом водорода;
Окисление ионов хрома (III) перманганатом калия в кислой среде
5. Растворы и способы их приготовления (6 часов)
Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила
приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества.
Определение объемов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Таблицы плотностей растворов кислот и щелочей.
Расчет массы растворенного вещества по известной плотности, объему и массовой доле растворенного вещества.
Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические
колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянны палочки, стеклянные воронки и т.д.). Технохимические весы, разновесы. Набор ареометров.
Демонстрационный эксперимент. Определение плотности раствора с помощью ареометра. Определение концентрации растворов кислот и оснований с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 20 0 С».
Увеличение концентрации раствора гидроксида натрия при добавлении дополнительного количества щелочи в раствор, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Уменьше ние концентрации гидроксида натрия в растворе за счет его разбавления, проверка изменения
концентрации с помощью ареометра.
Практuческие работы
Взвешивание хлорида натрия на технологических весах. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объема раствора хлорида
натрия с помощью ареометра. Определение массовой доли кислот и щелочей в растворах по
значениям их плотностей с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и
плотность растворов кислот и оснований при 20 0 С». Смешивание растворов хлорида натрия
различной концентрации и расчет массовой доли соли в полученном растворе.
6. Основы качественного анализа (13 ч)
Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, характери стики видимых изменений процессов. Классификация анионов. Обнаружение катионов (кислотно-щелочной метод качественного анализа). Катионы первой аналитической группы. Катионы второй аналитической группы. Катионы третьей аналитической группы. Катионы четвёр-

той аналитической группы. Катионы пятой аналитической группы. Катионы шестой аналити ческой группы. Обнаружение ионов. Анионы первой аналитической группы. Анионы второй
аналитической группы. Анионы третьей аналитической группы.
Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без
использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращения неорганических веществ.
Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью растворов гидроксида натрия.
Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфата натрия, нитрата кальция с
помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты.
Практuческие работы. Качественные реакции на наиболее важные катионы и
анионы.
Обнаружение катионов 1 аналитической группы (Na +,K+,NH4 +).
Обнаружение катионов 2
аналитической группы (Ag+ ,Pb2+ ).
Обнаружение катионов 3 аналитической группы ( Са 2+,Ва2+).
Обнаружение катионов 4 ана3+
3+
2+
литической группы (Al Cr Zn ).
Обнаружение катионов 5 аналитической группы (Fe2+,Fe3+,Mn2+,Mg2+).
Обнаружение катионов 6 аналитической группы (Со2+ ,Сu2+ ,Ni2+ ,Cd2+ ).
Анализ смеси катионов всех аналитических групп”.
Обнаружение анионов 1аналитической группы (SO42-,SO32-,S2O 32,-CO32-,PO 43-).
Обнаружение анионов 2 аналитической группы (Cl– ,Br– ,I– ,S2– ).
Обнаружение анионов 3 аналитической группы (NO 3-,MnO4-, CH3 COO– ).
7. Экспериментальное решение задач (1ч)
Экспериментальное решение задач. Выполнение индивидуальных исследовательских
проектов. Защита проектных работ.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

1

2

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Колво
часов
1

Форма
занятия

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

Общие способы получения оснований. Получение нерастворимых оснований и их свойства. Амфотерные основания
Общая характеристика способов получения кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной кремниевой
Общие способы получения солей. Получение солей реакцией обмена между кислотой и оксидом.
Изучение минеральных удобрений

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Изучение окислительно – восстановительных свойств
перманганата калия и перекиси водорода
Окисление ионов хрома (III) пероксидом водорода
Окисление ионов хрома (III) перманганатом калия в кислой среде
Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
Определение рН растворов с помощью индикатора
Образование и растворение осадков
Экспериментальное осуществление превращений различных классов соединений в растворах

1

Виртуальная лаборатория
Моделирование

1
1

Моделирование
Моделирование

1

Практическая работа

1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Моделирование

Основные принципы качественного анализ. Дробный и
системный анализ.
Обнаружение катионов 1 аналитической группы
(Na+,K+,NH4+).
Обнаружение ионов аммония среди выданных солей
Обнаружение катионов 2 аналитической группы
(Ag+ ,Pb2+ ).
Обнаружение катионов 3 аналитической группы
( Са2+,Ва2+). Определение жесткости воды

1
1

ЛЕГО-конструирование
Практическая работа

1
1

Практическая работа
Практическая работа

1

Практическая работа

Тема урока

Техника безопасности при проведении лабораторных и
практических работ.
Очистка веществ. Фильтрование, выпаривание, сушка веществ.
Очистка чернил адсорбцией. Разделение смеси глины и
медного купороса
Выпаривание соли из раствора. Получение и декантация
сульфата бария.
Общие способы получения металлов. Получение металлов
реакцией замещения из растворов солей.
Получение кислорода разложением перекиси водорода.
Получение водорода.
Получение оксида меди и углекислого газа разложением
малахита.

Практическая работа

26
27
28
29
30

31
32
33-34

Обнаружение катионов 4 аналитической группы
(Al3+ Cr3+ Zn2+ ).
Обнаружение катионов 5 аналитической группы
(Fe2+,Fe3+,Mn2+,Mg2+).
Качественный анализ железосодержащих лекарственных
препаратов
Обнаружение катионов 6 аналитической группы
(Со2+ ,Сu2+ ,Ni2+ ,Cd2+ ).
Классификация анионов на аналитические группы. Обнаружение
анионов
1аналитической группы (SO 42-,SO 32223,S2O 3 ,CO3 ,PO 4 ).

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

Взаимодействие сульфат-ионов с групповым реагентом и 1
фосфат-ионов с групповым реагентом
Обнаружение анионов 2 аналитической
группы 1
–
– –
2–
(Cl ,Br ,I ,S ).
Обнаружение
анионов 3 аналитической группы
2
(NO3– ,MnO 4– ,CH 3COO– ).

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».