РП учебного курса 10 класс Избранные главы физики

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Избранные вопросы физики»
10 класс

Екатеринбург
2025

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
 мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного
подхода;
 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения. 
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
o формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o выбирать
из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
o составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
o оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
o работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата.
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет: 
o определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
o оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
o соотносить
реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
o принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
o

Познавательные УУД
 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
o объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
o выделять явление из общего ряда других явлений;
o определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
o строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
o излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи.
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
o определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
o переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое,
и наоборот;
o строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм.
 Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
o находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
o ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
o устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
o критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее





решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
o принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
o организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
o устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
o определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
o соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
o высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
o создавать письменные «клишированные»
и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
o делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
o целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
o выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
o выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 умение на конкретных примерах описывать физические принципы, определяющие
устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы;
 умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между физикой и
другими естественными науками;
 критическая оценка и интерпретация физической и технической информации,
содержащейся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,
научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;









умение устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
физических знаний.
формулирование цели исследования, выдвигать и проверять экспериментально
собственные гипотезы о механических особенностях работы устройств той или иной
конфигурации и конструкции;
самостоятельное планирование и проведение экспериментов с соблюдением правил
безопасной работы с лабораторным оборудованием;
интерпретирование данных, полученных в результате проведения технического
эксперимента;
прогнозирование возможности создания и функционирования тех или иных
технических механизмов или устройств.

Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения курса «Прикладная механика» ученик должен
знать/понимать:
 закономерности в области механики, и их взаимосвязь;
 сущность механических процессов, происходящих при обслуживании и эксплуатации
машин и механизмов, и возможность управления ими;
 основные типы механизмов, основы их структурного анализа, синтеза и область их
применения;
 определение, классификацию, назначение, принципы работы механизмов общего
назначения;
 критерии работоспособности, КПД механизмов.
уметь:
 решать задачи анализа и синтеза простейших механизмов;
 составлять расчетные схемы элементов конструкций, деталей машин,
 спроектировать в соответствии с техническим заданием конструкции, механизмы,
которые изучают в курсе «Прикладная механика»,

Содержание курса
№п\п
1.

2.

Название раздела
Физические
принципы
прикладной
механики
Механизмы, дающие
выигрыш в силе

Количество
часов, ч
2

1

3.

Простые механизмы,
преобразующие
движение (винт,
шестерни,
механизмы передачи
вращательного и
поступательного
движения)

3

4.

Сложные механизмы,
преобразующие
движение (шарниры –
простые и великие)

4

5.

Механизмы,
использующие
быстрое
вращательное
движение
(гироскопы)

3

6.

Гидротехнические
механизмы и
устройства

4

Элементы содержания
Условия равновесия тел, статика, принцип возможных
перемещений, кинематические связи

Простые механизмы – наклонная плоскость, клин,
рычаг, блок, ворот.
Физические законы и технические принципы,
приводящие к выигрышу в силе.
История развития простых механизмов в современных
устройствах и инструментах.
Простые механизмы, преобразующие движение (винт,
шестерни, цилиндрическая передача, коническая
передача, червячная передача, простейшие шарниры
(как пример), коленчатый вал и др.)
Технические
принципы,
обеспечивающие
преобразование поступательного и вращательного
движения с заданными входными и выходными
параметрами. Значение кинематической связи.
История развития механизмов преобразования
движения и примеры их применения в современных
устройствах и инструментах.
Карданный шарнир, дифференциал, шарнир ЛипкинаПосселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных
угловых скоростей.
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие преобразование поступательного и
вращательного движения с заданными входными и
выходными параметрами. Роль кинематических связей
при преобразовании движения в трехмерном
пространстве.
История развития механизмов преобразования
движения и примеры их применения в современных
устройствах.
Механизмы, использующие быстрое вращательное
движение. Их роль в технике. Велосипед и мотоцикл.
Гироскопы. Гироаккумуляторы энергии.
Теоретические основы и технические принципы
использования быстрого вращательного движения в
технических устройствах.
История развития гиромеханизмов и примеры их
применения в современных устройствах.
Гидромеханика.
Водяное
колесо,
сифон
и
гидравлический пресс.
Теоретические основы и технические принципы,
работа гидромеханических устройств.
История развития гидромеханики. Сифон Герона.
Законы Архимеда, водопровод, акведуки. История
водопровода и канализации.

№п\п

Название раздела

Количество
часов, ч

Элементы содержания
Применение гидромеханики в современных
устройствах и инструментах.

7.

Механизмы,
преобразующие
энергию. Часть 1

4

8.

Механизмы,
преобразующие
энергию. Часть 2

4

9.

Сопротивление
материалов и
строительная
механика

4

10. Механические
колебания и их
использование

3

11. Научно-практическая
конференция

2

Механизмы, преобразующие тепловую энергию в
механическую. Тепловые машины.
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие преобразование тепловой энергии в
механическую. Принципы работы тепловых машин.
Двигатели Карно.
История развития тепловых машин. Первые тепловые
машины и их применение. Паровые машины.
Двигатели внутреннего сгорания
Электромагнитные генераторы и электродвигатели.
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие
преобразование
тепловой
и
механической энергии в электромагнитную и наоборот.
Принцип обратимости.
История
развития
электрогенераторов,
электродвигателей и систем передачи электрической
энергии на большие расстояния. «Война токов»
Прикладная механика в строительстве. Строительные
материалы и конструкции. Их параметры и свойства.
Теоретические основы физики прочности. Принципы
расчёта параметров сопротивления материалов.
Принцип арки.
История развития строительной механики. Кирпич.
Мосты и акведуки. Дороги.
Механические колебания как эталон времени.
Теоретические основы физики колебаний.
История развития механизмов измерения времени.
Анкерный
механизм.
Часы
механические
и
электромеханические.
Современные
устройства
точного измерения времени.
Обсуждение практических работ исследовательского
характера и рефератов на тему о перспективах развития
прикладной механики в будущем. Подведение итогов.

Практические работы:
1. Проектирование, изготовление и испытание сложного простого механизма (например,
сложного блока с выигрышем в силе в 5, 8 или 16 раз).
2. Проектирование, изготовление и испытание механизма преобразования движения с
заданными параметрами.
3. Изучение гироскопа.
4. Проектирование, изготовление и испытание простого гидромеханического устройства,
например, сифонного механизма подачи воды.
5. Изучение двигателя Стирлинга (или простейшего двигателя внутреннего сгорания).
6. Конструирование, изготовление и испытание простого униполярного электродвигателя.
7. Проектирование, расчёт прочностных характеристик, построение и испытание арки с
заданными строительными параметрами.

Тематическое планирование
№

1.
2.

Тема

Количество часов

1. Физические принципы прикладной механики (2 часа)
Условия равновесия тел, статика.
Принцип возможных перемещений, кинематические связи.

1
1

2. Механизмы, дающие выигрыш в силе (1 час)
3.

Простые механизмы – наклонная плоскость, клин, рычаг,
блок, ворот.
Физические законы и технические принципы, приводящие
к выигрышу в силе.
История развития простых механизмов в современных
устройствах и инструментах.

1

3. Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы
передачи вращательного и поступательного движения) (3 часа)
Простые механизмы, преобразующие движение (винт,
4.
1

5.

шестерни, цилиндрическая передача, коническая передача,
червячная передача, простейшие шарниры (как пример),
коленчатый вал и др.)
История развития механизмов преобразования движения и
примеры их применения в современных устройствах и
инструментах.
Технические принципы, обеспечивающие преобразование
поступательного и вращательного движения с заданными
входными и выходными параметрами. Значение
кинематической связи.

1

Практическая работа «Проектирование, изготовление
1
и испытание сложного простого механизма
(например, сложного блока с выигрышем в силе в 5, 8
или 16 раз)»
4. Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие)
(4 часа)
7.
Карданный шарнир, дифференциал, шарнир Липкина1
Посселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных
угловых скоростей.
Теоретические основы и технические принципы,
8.
1
обеспечивающие преобразование поступательного и
вращательного движения с заданными входными и
выходными параметрами.
9.
Роль кинематических связей при преобразовании
1
движения в трехмерном пространстве.
История развития механизмов преобразования
движения и примеры их применения в современных
устройствах.
10. Практическая работа «Проектирование, изготовление
1
и испытание механизма преобразования движения с
заданными параметрами».
6.

5. Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы) (3 часа)

11.

12.

13.
14.
15.

16.
17.

18.

19.

20.
21.

22.

23.

24.

Механизмы, использующие быстрое вращательное
движение. Их роль в технике. Велосипед и мотоцикл.
Теоретические основы и технические принципы
использования быстрого вращательного движения в
технических устройствах.
История развития гиромеханизмов и примеры их
применения в современных устройствах.
Гироскопы. Гироаккумуляторы энергии.
Теоретические основы и технические принципы
использования быстрого вращательного движения в
технических устройствах.
История развития гиромеханизмов и примеры их
применения в современных устройствах.
Практическая работа «Изучение гироскопа».
6. Гидротехнические механизмы и устройства (4 часа)
Гидромеханика. История развития гидромеханики.
Теоретические основы и технические принципы,
работа гидромеханических устройств.
Водяное колесо, сифон и гидравлический пресс.
Сифон Герона. Законы Архимеда, водопровод,
акведуки. История водопровода и канализации.
Практическая работа «Проектирование, изготовление
и испытание простого гидромеханического
устройства, например, сифонного механизма подачи
воды».
7. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1 (4 часа)
Механизмы, преобразующие тепловую энергию в
механическую. Тепловые машины. История развития
тепловых машин. Первые тепловые машины и их
применение. Паровые машины.
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие преобразование тепловой энергии в
механическую. Принципы работы тепловых машин.
Двигатели внутреннего сгорания.
Двигатели Карно.
Практическая работа «Изучение двигателя Стирлинга
(или простейшего двигателя внутреннего сгорания)».
8. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2 (4 часа)
Электромагнитные генераторы и электродвигатели.
История развития электрогенераторов,
электродвигателей и систем передачи электрической
энергии на большие расстояния. «Война токов»
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие преобразование тепловой и
механической энергии в электромагнитную и
наоборот.
Принцип обратимости.

1

1

1
1
1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

25.

26.
27.

28.
29.

30.

31.
32.
33.

34.

Практическая работа «Конструирование,
1
изготовление и испытание простого униполярного
электродвигателя».
9. Сопротивление материалов и строительная механика (4 часа)
Прикладная механика в строительстве. Строительные
1
материалы и конструкции. Их параметры и свойства.
Теоретические основы физики прочности. Принципы
1
расчёта параметров сопротивления материалов.
Принцип арки.
История развития строительной механики. Кирпич.
1
Мосты и акведуки. Дороги.
Практическая работа «Проектирование, расчёт
1
прочностных характеристик, построение и испытание
арки с заданными строительными параметрами».
10. Механические колебания и их использование (3 часа)
Механические колебания как эталон времени.
1
Теоретические основы физики колебаний.
История развития механизмов измерения времени.
Анкерный механизм. Часы механические и
1
электромеханические.
Современные устройства точного измерения времени.
1
11. Научно-практическая конференция (2 часа)
Обсуждение практических работ исследовательского
1
характера и рефератов на тему о перспективах
развития прикладной механики в будущем.
Подведение итогов.
Обсуждение практических работ исследовательского
1
характера и рефератов на тему о перспективах
развития прикладной механики в будущем.
Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».