ДООП Музыкальный театр

Содержание
1.Пояснительная
записка……………………………………………………………………………………………2
2.Результаты освоения курса……………………………………………………….6
3.Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности….7
4. Тематическое
планирование………………………………………………………………………………………14

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа для студии музыкального театра составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Курс проводится в рамках общекультурного направления.
Программа базируется на основных нормативных документах:
• Письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4.
Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)
• Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано и
неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит объединению вокального пения –
и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Современная стратегия образовательной политики в нашей стране, нацелена на всестороннее воспитание и гармоничное
развитие личности ребенка, что закреплено в законодательных документах:
 Закон РФ «Об образовании»;
 «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»;
 «Федеральной целевой программе развития образования на 2023-2024 годы».
1

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначена необходимость создания
творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений
и создание условий для самореализации обучающихся.
Все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную
человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется затем в любой сфере человеческой деятельности” (Э.
И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс
развития этой способности будет более эффективным. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития
творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез
многих искусств, является средством художественно - творческого развития детей, вовлечения их в активную
творческую эстетическую деятельность.
Музыка и Театр, Музыкальный театр - исторически сложившийся синтетический жанр, интегративная форма
изначально всеобщих для человечества видов искусства, ввиду чего он стал основой культурного сознания.
Музыкально-театральная деятельность кроме задач творческого развития, содержит бесчисленные возможности для
формирования умений межличностного взаимодействия. Именно в постижении и раскрытии смыслов взаимоотношений
людей, в воссоздании этих взаимоотношений с осознанием своего «Я» каждым человеком заключается сущность
театрального искусства и игровой деятельности, которая наряду с ведущей учебной сохраняет своё особое значение в
начальной и средней школе. Театральная деятельность — это форма коллективного творчества, которая предполагает
понятие «ансамбля» как согласованного, совместного действия, т.е. взаимодействия (К.С. Станиславский). Включение
музыкального компонента расширяет перцептивно-коммуникативную сферу театральной деятельности детей, поскольку
к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Это обеспечивает иной
качественный уровень восприятия «себя в других» и «других в себе», что является основополагающим свойством
личности в процессе межличностных взаимодействий (А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, А.А. Пиличаускас и др.). Всё
вышесказанное позволяет говорить о возможности использования музыкально-театральной деятельности как средства
обучения детей межличностному взаимодействию.
В области музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность является относительно новым
направлением, однако эффективность ее очевидна. Об этом свидетельствуют многочисленные современные психологопедагогические исследования. Е. В. Александрова (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки
детской оперы), А. Г. Генина (формирование музыкальной культуры), И. Б. Нестерова (формирование социокультурных
ориентаций) и др.
Программа «Музыкальный театр» предполагает приобщение детей 7-12 лет в условиях разновозрастной группы к
музыкально-театральному творчеству. Программа объединяет дисциплины эстетического цикла: актерское мастерство и
сценическую речь, танцевально-пластическое движение и вокально-хоровое воспитание. Таким образом, данный курс
2

является интегративным и формирует представления детей о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а
также о специфике способа познания мира, характерного для театрального искусства.
Цель программы – создать условия для раскрытия творческих способностей воспитанников средствами
театрального и вокального искусства, для их успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
образовательные
 способствовать формированию целостного представления об искусстве;
 познакомить со спецификой музыкального театра, его видами и жанрами;
 сформировать навыки творческой деятельности;
 сформировать навык правильной речи, включая артикуляцию, дыхание, звукообразование, дикцию, интонационные и
логические ударения;
 изучить доступные элементы условности в музыкально-сценической деятельности: приобрести умение перевода
содержания музыкального языка в мимику, жесты, пластику движения;
 обучить навыкам грамотной и выразительной речи;
 формировать мировоззрение.
 развивающие
 развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
 развивать творческий потенциал ребенка;
 развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
 развивать музыкальные способности;
 формировать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми;
 воспитательные
 воспитывать художественно-эстетический вкус, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства;
 воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру;
 формировать стремление к активному участию в деятельности детского коллектива;
 формировать нравственные качества и этическую культуру.
Коррекционные
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся
Новизна заключается в том, что в программе:
образовательный процесс направлен на формирование музыкально - исполнительской культуры детей, которая является
частью художественной культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер;
в программе интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей,
3

позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной
деятельности, а также используются в работе информативно-коммуникативные технологии.
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому,
является одним из средств воспитания ребенка. Через театральную игру происходит осознание человеком
существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных, складывается система отношений к миру и с миром, к себе
и с самим собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей. В процессе занятий происходит
формирование способности ребенка «прочтения» и рефлексивного управления жизненной ситуацией межличностного
взаимодействия по аналогии с художественным текстом. Увеличивается диапазон управления своим поведением в
ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного
взаимодействия. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить своё отношение к
окружающим людям, и миру в целом.
Отличительные особенности программы:
 деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию обучающегося средствами музыкального театра.
Каждый ребёнок на всех уровнях обучения становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где
он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (первая ступень), а с другой стороны (вторая ступень) – в
качестве художника по костюмам, композитора, гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценаристадраматурга.
 организация всего творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах одного педагога-режиссёра, который
должен уметь преподавать театральные предметы (актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение,
ритмопластику, танец, вокал и т.д.).
 структура постановочных занятий останется без изменений в течение всех лет образования, а меняться будут авторы
и названия пьес в зависимости от возрастающих актерских компетенций обучающихся.
Тип программы - модифицированная.
Направленность программы художественно-эстетическая. Реализация программы рассчитана на 1 год обучения и
состоит: активизация познавательных интересов, приобщение к театральной культуре, выявление творческих
возможностей, овладение навыками межличностного общения.
Формирование внутренней мотивации к самопознанию и саморазвитию, ориентация на профессиональное
самоопределение.
В детское объединение принимаются все желающие, имеющие интерес к театрально-музыкальной деятельности.
Режим занятий разновозрастной группы – 2 часа в неделю продолжительность академического часа: 40 минут. После
каждого часа – перерыв для отдыха и проветривания помещения. В год 68 часов.
4

Формы проведения занятий – групповые, занятия малой группой для работы над ролью, репетиционная и
подготовительная работа, показ спектакля всем составом объединения. Кроме учебных занятий практикуются
посещения музыкального театра, организация праздников внутри детского объединения. Численность состава группы 15 человек.
2.Результаты освоения курса
1. Личностные результаты:
 каждый обучающийся должен знать, как правильно вести себя на сцене во время репетиций и на спектакле
 как правильно применить навыки актёрского мастерства
 как правильно произносит текст в исполняемых пьесах
 театральные традиции общества
 наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) выступления;
 позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
 коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты:
 устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой
деятельности; - общее понятие о значении театра в жизни человека, знание основных закономерностей
музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
 элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:





развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности

3.Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Введение в мир театра 1 час.
5

Теория: Беседа о музыкальном театре. Краткое ознакомление воспитанников с содержанием программы в форме
необычного путешествия.
Рассказ о рождении театра; театр и его разновидности; связь театра с жизнью; кто работает в театре; отличие театра от
других видов искусств. Просмотр видео – и фотоматериалов.
Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое). Формирование представления о перевоплощении.
Практика парные и групповые упражнения, коллективные действия. Театральная игра. Развитие фантазии на основе
реальных образов природы. Созерцание, наблюдение: форма камней, раковин, паутины, движение облаков, движение
воды, повадки диких и домашних животных. Формирование первоначального представления о перевоплощении через
пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий:
а) растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения),
б) передача состояний природы в движении: «Я - ветер, облако, морская волна, арбуз, трава»; превращение рук.
Формирование представления о перевоплощении через показ мифологических героев с помощью перчаточных кукол
на основе их литературного, живописного портретов.
Развитие речевого аппарата: работа над четкой артикуляцией. Знакомство со звукообразованием: высота, сила, длительность
звука, обертоны голоса.
Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная
сетка», «Покусывание». Упражнение «и, э, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: «э-у, а-я, о-е, у-ю, ы-й»;
двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы», твердые и мягкие: « пе-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи;
согласные в различных сочетаниях: «фи-вви, фа-вва»; знакомство со звукообразованием: высота, сила, длительность
звука, обертоны голоса. Разучивание и исполнение приговорок-закличек, обращенных к ветру, тучам, радуге, солнцу, дождю.
Музыкальный театр-это синтез театрального и музыкального искусства.
Просмотр репродукций картин, фотоматериалов.
Формирование представления о специфике театрального искусства и его истоках; знакомство с «азбукой» театра;
отличие музыкального театра от других театральных жанров.
Танцевально-пластическое движение 16 час.
Практика: Обучение музыкально-ритмическим навыкам: учить ритмично двигаться в соответствии с различным
характером музыки, динамикой (громко-тихо-умеренно, громче-тише), регистрами (высокий, средний, низкий); отмечать
в движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой музыкального произведения; слышать и
передавать в движении ярко выраженные акценты; навыки выразительного движения: ходить и бегать, ритмично
ходить спокойным шагом с высоким подъемом ног: скакать с ноги на ногу; легко, свободно выполнять прямой
галоп; развивать навыки пружинящего движения. Центр тяжести и точки опоры при изменении положения тела, походка,
6

осанка. Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и
умений. Упражнения на развитие пластики рук, ног, вестибулярного аппарата; освоение окружающего пространства через
формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений, формирование умения различать
малоконтрастные части музыки; самостоятельно ориентироваться в характере музыки; точно начинать движение после
вступления; различать части и фразы произведения, динамические оттенки и передавать их в движении; передавать
хлопками простой ритмический рисунок. Освоение группы движений классического танца:
а) приседания (plie);
б) прыжки (элевация);
в) вращения (piroutte, tour, fouette);
Освоение позиций рук, ног, корпуса, головы:
а) закрытая позиция (ferте);
б) открытая позиция (ouvert);
в) скрещенная позиция (croise);
г) нескрешенная позици (efface);
д) движения внутрь (en dehors);
е) движения наружу (en dedans).
Развитие навыков танцевально-пластического движения: в прыжке поочередно выбрасывать ноги вперед, делать шаг на
всей стопе с продолжением вперед и в кружении. Закреплять умение выставлять ногу поочередно на носок и пятку; в танце
действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу. Придумывать движения в
соответствии с характером музыкального произведения; моделирование образа через темпо-ритм.
Чтобы голос был послушным 14 час.
Детский голос и его развитие: детский голосовой аппарат; резонаторы (головной, грудной, фальцетное звучание);
певческое дыхание: смешанное дыхание; дыхательная гимнастика; вокальные упражнения, развивающие длительность
выдоха: быстрый вдох, медленный вдох; ощущение легкого зевка при вдохе; певческая постановка: положение
корпуса, головы, рта, устойчивое положение гортани, бесшумный, глубокий вдох; спокойное, естественное дыхание
способствует возникновению «опорного звука»; певческое звукообразование: смыкание и размыкание голосовых связок;
ровность звучания певческого голоса; грудной регистр звучания,
Певческое дыхание: упражнения; певческие навыки: певческое звукообразование; атака звука: твердая, мягкая,
придыхательная; смыкание и размыкание голосовых связок; ровность звучания певческого голоса; грудной регистр звучания;
микст (соединение грудного и головного резонаторов); примерное звучание голоса; умение петь легато; приемы пения
(штрихи): legato; staccato; martelato; markato. Элементы двухголосия. Пение в ансамбле. Дыхательная гимнастика.
7

Навыки ансамблевого пения, двухголосие. Продолжение работы по совершенствованию певческого дыхания, певческого
звукообразования, певческой дикции; виды пения: кантилена - поэзия, вокал; речитатив (secco), речитатив (мелодический),
сближение пения с речевыми интонациями.
Работа над хоровыми партитурами спектаклей, сольными номерами, ансамблями. Изучение нотной грамоты. Дыхательная
гимнастика. Моделирование образа через звучание.
Постановка и показ спектакля 9 час.
Теория –Выбор спектакля; показ педагогом музыкального спектакля «под рояль»; художественная идея произведения;
создание словесными средствами общего образа будущего музыкального спектакля; распределение ролей.
Практика –Освоение музыкального и драматического материала; постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка
танцевальных номеров; начало сценических репетиций.
Теория Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми; формирование первоначального представления о сценической задаче;
формирование представления о сценическом общении.
Практика Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми; работа над отдельными эпизодами в форме
этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев; первоначальный навык сценического общения через физическое и словесное действие (разность понятий
«действия» и «движения»); создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов; переход к тексту пьесы: работа
над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей; работа над
выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением
(вокально–хоровые эпизоды); репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля; назначение
ответственных за смену декораций и реквизит; премьера спектакля; повторные показы спектакля.
показ педагогом музыкального спектакля «под рояль»; художественная идея произведения; создание словесными средствами
общего образа будущего музыкального спектакля; распределение ролей; освоение музыкального и драматического материала
Практика –постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных номеров; начало сценических репетиций.
. Теория: Беседа о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, цирк, музей. Просмотр видеоматериалов.
Театральная игра 6 часов.
Теория – Развитие театрально-игровой способности, театрально-игровых умений, развитие воображения и фантазии ребенка;
виды общения; общение как внутреннее и внешнее взаимодействие партнеров; дальнейшее развитие навыка сценического
общения через физическое и словесное действие.
Практика – Комплекс упражнений на общение в условиях органического молчания, с импровизированной речью;
разучивание и исполнение приговорок-закличек, обращенных к ветру, тучам, радуге, солнцу, дождю, (руки - трава, цветы,
8

бабочки, собаки); развитие навыка перевоплощения через показ мифологических героев с помощью перчаточных кукол
на основе их литературного, живописного портретов.
Сценическая речь 10час.
Теория –Развитие речевого аппарата: образы букв (на что похоже); знакомство с русским детским фольклором, скороговорки;
дикция, дыхание, голос.
Практика Тренировка мышц дыхательного аппарата; дыхательная разминка; освоение смешанно-диафрагматического
дыхания. Тренировка длинного выдоха, выдохи и вдохи на спине, «полный вдох», «свеча», «запахи природы».
Артикуляционная гимнастика.
Распределение звука и слова в сценическом пространстве: бросая мяч партнеру, произносить слог, слово, предложение; стоя
по разным концам стульев, посылать мяч под стульями, произнося при этом определенную фразу в определенном темпе.
Теория –Стилевые особенности произведения (стихи, проза, драматургия); понятия «подтекст» и «кинолента видений»;
слушание стихов, потешек, скороговорок, прочитанных учителем. Слушание русских народных сказок в исполнении
профессиональных актеров (аудио записи). Основы художественного чтения; логический анализ текста (на материале
народных и литературных сказок); знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи.
Практика –Продолжение развития речевого аппарата: постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в дыхании.
Выработка носового дыхания: «погасить свечку» (короткий вдох-выдох), произношение текста на выдохе: упражнение
«насос»; массаж лба, верхней и средней части лица, массаж губ, шеи, живота, межреберных мышц, спины; освоение
пространства через звук (навык «посыла»). Игры с мячом, бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение
скороговорок шепотом с посылом на дальнее расстояние; упражнение «Эхо». Совершенствование техники сценической
речи через художественное слово: развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и
литературных сказок); знаки препинания, грамматические паузы,
ударения, куски и задачи; навык передачи смысловой и выразительной функции знаков препинания. Совершенствование
техники сценической речи через художественное слово; чтение детских стихов по ролям; работа над правильным набором
воздуха; чтение потешек и скороговорок; гимнастика для губ, языка, челюсти, наработка четкой артикуляции и
четкого произношения звуков; тренировка дыхания.
Актерское мастерство 10 час.
Теория –Творческие этюды и игры; выразительные возможности тела в пространстве, экспрессивная выразительность,
скульптурность поз и жестов; пластическая выразительность актера (движение под музыку).
Практика Кинестетическое воспроизведение ритмического рисунка стиха; навык характерности внутренней и внешней;
навык ориентации в пространстве, мизансцена; освоение актерских приемов: органическое молчание, общение с
предметом, импровизация в пределах темы или несложного сюжета
9

Технология работы над образом; ритмическое и пластическое взаимодействие участников; развитие фантазии через
овладение динамикой развития сюжета; формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии.
Практика – Освоение специфики действий в образе-маске; технология работы над собой «Я» в предлагаемых
обстоятельствах»; все о характерности, поиск характера и характерности; моделирование образа через вес: понятие
«тяжелого»
Музыкальный дом 4 часа.
Теория: Формирование актерского словаря; значение слов театр, кино, актер, режиссер, чтец, жанр, сценарий, мизансцена и
др; разновидности оперных форм: номерная опера, опера свободного действия, камерная опера, моноопера, мюзикл; рокопера.
Беседа о понятиях: мелодия, динамика, песня, танец, марш, куплет, аккомпанемент, хор, солист.
и «легкого» веса, вес «средний». Движения, остановки, переходы с ощущением центра тяжести в разных частях тела;
разминка под музыку в разном весе; этюды на неожиданность (укололся, обжегся, ушибся, оглушен), падение от внезапных
причин (оступился, подскользнулся, задел). Походка (легкая, грузная, вперевалку, с подпрыгиванием); упражнения на
умения менять темп, ритм, мгновенно переходить от очень медленного к быстрому, от резкого к плавному. Походка
животных, этюды на физическое состояние (тучный, тонкий). Пластика и костюм, поиск «зерна» в условиях неподвижности;
предметы-характеры, маски, коряги, определение эмоциональной сущности характера в условиях звучащей музыки,
упражнения на оправдания мизансцен; понятие о сценических планах, представление о ракурсах фас. Фас в движении и в
повороте. Труакар. (труакар – это графическое движение по диагонали сцены – одна из ценнейших мизансценических
возможностей). Эффект профиля. Спина и полуспина. Развитие навыков «Группового поведения».
примерная схема занятия:
1)
Упражнения по развитию речи (дыхательная гимнастика, правильное произношение звуков, упражнения для
развития четкости, скорости и выразительности речи).
2)
Упражнения из раздела «Сценическое движение» (направлены на развитие пластичности мышц тела,
правильности осанки и улучшение общего физического состояния).
3)
Упражнения, развивающие память, внимание и логику мышления.
4)
Упражнения, развивающие реакцию и координацию движений.
5)
Игровой тренинг (игры, цель которых – снятие психологических зажимов у ребенка).
6)
Танцевальная разминка.
7)
Творческое задание (например, это может быть драматизация, то есть, разыгрывание по ролям сюжетов сказок; –
упражнения-этюды на заданную тему).
10

Форма проведения аудиторных занятий
В данной образовательной программе используются такие формы занятий как репетиция, экскурсия, занятиепутешествие, творческие обсуждения, чтение и просмотр постановок и пьес, творческая мастерская.
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Массовая работа.
- Теоретические занятия
 стимулирование социально-значимой мотивации детей, включающей стремление к контактам со сверстниками, желание
понять другого человека, ожидание и получение оценок со стороны сверстников;
 организация музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей,
предполагающего участие детей во всех видах музыкально—театральной деятельности и обеспечивающего формирование
у них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе;
 реализация пропедевтического (подготовительного) и творческо-практического этапов, обусловливающих поэтапное
формирование коммуникативных (способность взаимодействия), перцептивных (способность понимания других) и
интерактивных умений (способность влияния).
 реализация принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,
развитие познавательного интереса у ребёнка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных
качеств.
 создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального
стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок
добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости”
процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти
процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
 метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод
стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные
методы развития познавательного интереса детей к театру.
 метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и
яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая
11

ясно и доступно изложенная проблема сразу их “зажигает”.
 метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для
обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа “в креативном поле” создаёт возможность поиска различных
способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.
 ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования
различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий
уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов:
дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других
условий.
 музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает
эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку
мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Удовлетворение потребностей в
музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей
особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном
спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная
включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание,
зафиксировать его и оценить.
Формы подведения итогов
 Конкурсы
 Фестивали
 Выступление на концертах
 Выступление на родительских собраниях
 КВН
 Творческие задания
 Открытые занятия детского объединения
 Фотовыставки спектаклей

12

4. Тематическое планирование
Учебно-тематический план музыкальный театр 1 год обучения

Дата проведения

№ Раздел. Тема.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

план

Введение в мир театра.

факт

Количес
тво
часов
Всего
1

Музыкальный театр.

4

Сценическая речь.
Танцевально-пластическое движение.
Чтобы голос был послушным.

10
16
14
9

6

Театральная игра.

Постановка и показ спектакля.

8

Актёрское мастерство.
Всего

68

Итого 68 часов

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.