Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по ДООП

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ
ПРОГРАММАМ

г. Екатеринбург

1. Общие положения
1.1.
Положение об организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
(далее Положение) МАОУ гимназия № 35 определяет порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам, обеспечивающим оптимизацию
условий для самореализации личности, свободного развития её способностей, мотивации
к творчеству и познанию, с учетом предоставления права выбора формы получения
образования.
1.2.
Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 (далее Порядок).
• Устав МАОУ гимназия № 35.
1.3.
Положение регулирует организацию и осуществление образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе
особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
2.
Организация образовательного процесса
2.1
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
• удовлетворение
индивидуальных
потребностей,
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также
в занятиях физической культурой и спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию обучающихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов;
• социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры обучающихся;

2

•

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
2.2
Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются и утверждаются
Образовательным учреждением в соответствии с федеральными государственными рекомендациями
по проектированию дополнительных общеобразовательных программ, принимаются Педагогическим
советом и утверждаются директором.
2.3
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные
программы различной направленности:
- технической,
- естественнонаучной,
- физкультурно-спортивной,
- художественной,
- туристско-краеведческой,
- социально-педагогической.
2.4
Содержание дополнительных общеразвивающих общеразвивающих программ и сроки
обучения по ним определяются образовательной программой.
2.5
Образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам в гимназии реализуется в группах по интересам (клубы, секции, кружки, лаборатории,
студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее объединения).
2.6
В объединениях дополнительного образования детей обучение по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам осуществляется в очной форме (часть 4 статьи
17 Федерального закона об образовании).
2.7
Занятия в объединениях могут проводиться по группам или всем составом объединения.
2.8
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
2.9
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть
реализованы образовательным учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их
реализации (часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании).
2.10 При
разработке
и реализации
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающим программам используются различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 августа 2017 г. N 8 1 6 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226).
2.11 При
реализации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программ образовательным учреждением, может применяться форма организации образовательной
деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной
программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологии (часть 3 статьи 13 Федерального закона об образовании).
2.12 Использование при реализации
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий,
наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (часть 9 статьи
13 Федерального закона об образовании).
2.13
Объединения дополнительного образования ежегодно обновляет дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
2.14 При
реализации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих

3

программ объединение может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать
необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных
представителей).
2.15
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программа осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или
высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных
общеобразовательных программ, реализуемых в Образовательном учреждении отвечающими
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам.
Образовательное учреждение вправе привлекать к реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ лиц, получающих высшее или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований,
предусмотренных квалификационными справочниками.
2.16
В работе объединений при наличии условий и согласия педагога (руководителя объединения)
могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители), выпускники
объединений без включения их в основной состав.
2.17
При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные занятия,; предлагаются различные формы
организации образовательного процесса: занятия в учебном кабинете, мастерской, актовом,
спортивном залах; экскурсии, посещение выставок, концертов, спектаклей; участие в массовых
мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, предметных олимпиадах, фестивалях, походах, учебнотренировочных сборах, использование дистанционных образовательных технологий.
2.18
Контроль качества освоения программ включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую диагностику обучающихся.
2.19
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения отдельных тем
программы, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся - оценивание промежуточных и
окончательных результатов обучения по программе.
2.20
Работники гимназии не имеют права без разрешения директора учреждения изменять
расписание, время и место проведения занятий объединений по интересам.
2.21
Для деятельности объединений дополнительного образования должны быть созданы условия
работы, обеспечивающие проведение качественной работы с обучающимися, обеспечены
необходимые условия для проведения различных форм и видов работы, в том числе соответствующее
оборудование, наглядно - методические пособия и т.д.
2.22
Педагоги дополнительного образования должны осуществлять свою деятельность в тесном
сотрудничестве с администрацией учреждения, учителями, психологами, медицинскими работниками
и родителями (законными представителями) обучающихся.
3.
Особенности организации образовательного процесса по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключение м
психолого-медико-педагогической комиссии.
3.2
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся

4

необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здание Образовательного учреждения и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
3.3
Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут
быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
3.4
В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами Образовательное учреждение
обеспечивает:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
•
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной
информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным
(высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или
желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
•
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
• выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
•
доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию
Образовательного
учреждения,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого
обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
•
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной
(установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и
количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
•
предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
•
материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного
доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения
Образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
3.5
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися,
так и в отдельных группах.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и
инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в Образовательном учреждении, так и по
месту жительства.
3.6
Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
определяются адаптированной образовательной программой.
Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья таких обучающихся.
3.7
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

5

по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения
указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной
переподготовки.
3.8
При
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеобразовательным
общеразвивающим программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная
учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей инвалидов и инвалидов обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в
электронном виде.
4.
Участники образовательных отношений
Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
5.1
К обучающимся относятся учащиеся - лица, осваивающие дополнительные
общеобразовательные программы. Возраст обучающихся не ограничивается нижним и верхним
пределами, регламентируется дополнительной общеобразовательной программой.
5.2
Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), определяются
Уставом, Правилами внутреннего распорядка обучающихся и другими локальными актами гимназии.
5.3
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуе мой
образовательной программы.
5.4
В целях соблюдения прав родителей (законных представителе) обучающихся на получение от
гимназии информации по вопросам, касающимся организации и обеспечения образовательного
процесса, реализации дополнительной общеобразовательной программы проводятся родительские
собрания в объединениях или необходимая информация сообщается родителям на общешкольных и
классных родительских собраниях.
5.
Продолжительность и режим занятий
6.1
Гимназия реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в
течение всего календарного года, включая каникулярное время.
6.2
Образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам
разделяется на учебные года.
6.2
Учебный год в группах 1 года обучения начинается в период с 1 по 14 сентября (по мере
комплектования групп), в группах 2 и последующих годов обучения - 1 сентября.
6.3
Режим занятий обучающихся регламентируется годовым календарным учебным графиком,
расписанием занятий.
6.4
Расписание занятий объединений составляется диспетчером по расписанию и утверждается
руководителем Образовательного учреждения, по представлению педагогических работников, с
учетом рациональной загрузки помещений Образовательного учреждения, а также с учетом
пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно-гигиенических норм для
создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.
6.5
Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия
администрации Образовательного учреждения и оформляется локальным актом Образовательного
учреждения.
6.6
Занятия в объединениях дополнительного образования начинаются не ранее чем
через 40 минут после окончания уроков обучающихся конкретного коллектива и

б

заканчиваются не позднее 20:00. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание
занятий в 21:00 часов.
6.7
Продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности
дополнительных общеобразовательных программ. Рекомендуемая продолжительность занятий
определяется в академических часах, в соответствии с возрастными и психологопедагогическими
особенностями обучающихся и нормами СП, не должна превышать в учебные дни - 3-х
академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - 4 академических часов в день.
6.8
После каждого академического часа и между учебными группами устанавливается перерыв
длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещений.
6.9
Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с
гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы.
6.10
Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для
детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут.
6.11
В период школьных каникул учебные группы могут работать по специальному расписанию,
занятия могут быть перенесены на утреннее и дневное время. В соответствии с образовательными
программами занятия могут проходить в форме экскурсий, соревнований, работы творческих групп,
учебно-тренировочных сборов и др.
6.12
В праздничные дни в соответствии с планом работы МАОУ гимназия № 35 возможно
проведение массовых мероприятий и мероприятий воспитательного характера, в рамках
действующего трудового законодательства Российской Федерации.
6.13
П
родолжительность обучения в объединении определяется дополнительной общеобразовательной
программой, зависит от уровня программы и может быть от одного года.
7 Комплектование учебных групп
7.1
Наполняемость групп обучающихся в объединениях определяется дополнительными
общеобразовательными программами, исходя из психолого-педагогической целесообразности, с
учетом СП, возраста обучающихся, специфики и направленности деятельности и определяются
Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам.
7.2
Количество творческих объединений (студия, ансамбль, группа и т.п.) в гимназии
определяется запросом детей и подростков на конкретные программы.
7.3
О
бъединения первого года обучения формируются как из вновь зачисляемых обучающихся, так и из
обучающихся, не имеющих по каким-то причинам возможности продолжить занятия в объединениях
второго и последующих годов обучения, но желающих заниматься избранным видом деятельности.
7.4
У
чебными объединениями второго и последующих годов обучения являются объединения, в состав
которых входит не менее 75% обучающихся, освоивших программу первого года обучения (и
последующих) или вновь поступившие обучающиеся, зачисленные приказом директора на основании
письменное заявления родителя (законного представителя) ребенка или заявления ребенка,
достигшего 14 лет. При выбытии обучающихся педагог дополнительного образования должен
доукомплектовать объединение в течение 10 дней.
7.5
Каждый обучающийся в течение учебного года может переходить из объединения в
объединение при наличии свободных мест и знаний, умений и навыков, необходимых для успешного
освоения дополнительной общеобразовательной программы.
7.6
Прием обучающихся на свободные места в группы второго и последующих годов обучения
осуществляется по результатам собеседования с педагогом (руководителем объединения).
7.7
В
озраст обучающихся, зачисляемых в учебные группы, определяется дополнительной
общеобразовательной программой с учетом ее содержания и специфики.
7.8
Наполняемость групп обучающихся в объединениях определяется дополнительными

7

общеобразовательными программами, исходя из психологопедагогической целесообразности, с
учетом СП, возраста обучающихся, специфики и направленности деятельности объединения и
должна соответствовать следующим нормам:
1
год обучения -не менее 15 человек;
2
год обучения -не менее 12 человек;
3
и последующие года обучения - не менее 10 человек, еслидругое не предусмотрено образовательной
программой.
Возможно уменьшение численности в группах технической направленности в связи с
необходимостью обеспечения обучающихся специальным оборудованием и усилением контроля
техники безопасности.
7.9
Посещение обучающимися учебных занятий фиксируется
педагогами
дополнительного образования в электронном журнале.
7.10
В случае снижения фактической посещаемости в течение учебного года группы должны быть
объединены или расформированы.
Обучающимся может быть предложено обучение по дополнительным общеобразовательным
программам того же направления или переход
в другое
объединение.
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета МАОУ гимназия № 35
протокол от 29 «августа» 2020 г. № 1
СОГЛАСОВАНО: с советом обучающихся протокол от 27
«августа» 2020 г. № 1
СОГЛАСОВАНО:
с советом родителей
протокол от 27 «августа» 2020 г. № 1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».