Программа ДО Психологическое здоровье, 8-9 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»

Автор-составитель: Салихзянова Нина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
Возраст обучающихся: 8–9 лет
Срок реализации: 1 год

г. Екатеринбург, 2020 год

1

Паспорт программы
Название
программы

Учимся решать проблемы

Автор
составитель

Салихзянова Нина Владимировна

Вид

Модифицированная на основе авторской программы
формирования психологического здоровья младших
школьников кандидата психологических наук О. В.
Хухлаевой «Уроки психологии в начальной школе»
социально-педагогическая

Направленность
Форма
реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст
Обучающихся

8-9 лет

Категория детей

начальная школа

Уровень освоения Базовый
программы
Краткая
аннотация

Программа направлена на развитие у обучающихся
умения анализировать проблему, вычленять ее суть,
формулировать задачи, планировать и осуществлять шаги
по их решению, а также оценивать полученный результат
с точки зрения поставленной цели. Программа
реализуется на базе учебного заведения состоит из
аудиторных занятий.

2

СОДЕРЖАНИЕ
№п/п
1.

Содержание
Пояснительная записка

Стр.
4

2.

Учебный план

11

3.

Содержание образовательной программы

11

4.

Календарный учебный график

14

5.

Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 16

6.

Методическое обеспечение программы

17

7.

Материально-техническое оснащение программы

17

8..

Список литературы

18

9.

Сведения о составителе

19

3

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической

направленности

составлена

для

занятий

с

обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии
действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия №35.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской
программы формирования психологического здоровья младших школьников
кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой «Уроки психологии в
начальной школе» в соответствии с требованиями к содержанию, условиям
реализации и результатам работы, прописанным в ФГОС НОО. Содержание
программы соответствует целям и задачам основной образовательной
программы МАОУ гимназии №35: совершенствование системы работы
гимназии, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие
навыков здорового образа жизни, содействие укреплению физического,
нравственного и психологического здоровья обучающихся.
Актуальность
Важная роль в современном образовательном обществе отводится
здоровье

сберегающим

технологиям,

психолого-педагогическому

сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и
укреплению психологического здоровья.
Быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный
поток, в котором находятся дети, семьи в основном однодетные, распались
дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры.
Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения
человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает
возможность

непрерывного

развития

в

течение

всей

его

жизни.

Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий,
жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир,
4

адекватно

приспосабливающийся

как

к

благоприятным,

так

и

неблагоприятным условиям, воздействиям.
Новизна:
Программа направлена на формирование навыков сотрудничества и
знакомство с понятием проблемной ситуации, ориентирована на ознакомление
с типами проблемных ситуаций, формирование навыков их распознавания и
адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными
ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их
решения.

Программа посвящена

отработке

практических

навыков

распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность представленной программы в том, что
она позволяет ребенку решить комплекс проблем, связанных с девиантным
поведением.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Психологическое здоровье» предполагает путём оказания
непосредственной

эмоциональной

поддержки

смягчить

воздействие

стрессовой жизненной ситуации и мобилизовать усилия детей на преодоление
кризиса.
Адресат программы:
Обучающийся 2 класса в возрасте 8-9 лет.

Второклассник начинает

учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к
своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался
образ хорошего ученика.
получить довольно

В течение второго учебного года дети должны

полное представление о

своих индивидуальных

способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности.
Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих
достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Попрежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть
хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению
5

самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей
сильно огорчают его неуспешность. Поэтому особое значение уделяется
возможности исследовать себя, узнают, что у каждого из нас есть
индивидуальные особенности. Вследствие развития умения действовать по
образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает
стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено
много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с
учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с
педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое
внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на
доброжелательности и возможности не только принимать что-либо от людей,
но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который
характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Объем и срок реализации программы:
Занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с учетом
каникулярного времени (37 часов в год).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение
психологического здоровья младших школьников через создание условий для
развития коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике,
жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных
трудностей - установку преодоления.
6

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и
учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Планируемые результаты:
Программа «Психологическое здоровье» способствует достижению
личностных и метапредметных результатов обучающихся начальной школы.
Достижение личностных результатов:
1. формирование у обучающегося готовности и способности к саморазвитию,
2. развитие мотивации к обучению и познанию,
3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
4. принятие и освоение социальной роли обучающегося,
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других
людей;
7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Формирование метапредметных достижений, включающих освоенные
обучающимися

универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться:
Регулятивные УУД:
7

1. учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников,
2. учиться прогнозировать последствия своих поступков,
3. строить речевое высказывание в устной форме.
4. осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением,
5. извлекать необходимую информацию из текста,
6. определять и формулировать цель в совместной работе,
7. учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
8. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,
9. реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и
взрослыми,
10. планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,
11.соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
3. обогатить представление о собственных возможностях и
способностях,
4. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе
изменения,
5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости,
6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного
опыта,
7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
8. адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
2. учиться контролировать свою речь и поступки,
8

3. учиться толерантному отношению к другому мнению,
4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
5. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
6. формулировать своё собственное мнение и позицию.
7. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются групповые занятия, до 23
человек.

Индивидуальные

занятия

необходимы

обучающимся

для

проведения углубленной индивидуальной диагностики и для отработки
важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или
иным причинам не усвоены в группе.
Методы используемые на занятиях:
На

занятиях

используются

методы

работы:

элементы

психологического тренинга, тематическое рисование, дидактические игры,
психологические игры и упражнения, работа с направленным воображением,
общение в круге, этюды на выражение эмоций и чувств, проективные тесты.
Личное портфолио занятий с продуктами деятельности. Работа в рабочих
тетрадях для обучающихся начальной школы «Психологическое здоровье»,
что способствует повышению интереса ребенка к занятиям, активизирует его
творческий

потенциал,

развивает

навыки

рефлексии,

способствует

закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в
реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и
осмысливается дома. Некоторые задания в тетради предусматривают
совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать
активными участниками реализации программы, помогает им осознать свой
вклад в психологическое здоровье ребенка. Эта тетрадь по окончании занятий
дает достаточно полное представление о личности ребенка и может перейти в
его портфолио.
Оценка

эффективности

реализации

программы

осуществляется

посредством:
9

● получения обратной связи от обучающихся на занятиях;
● анализа письменных работ, тестов, рисунков обучающихся в рабочей
тетради;
● анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического
здоровья ребенка;
● стартовая и итоговая диагностика:
№

Методика исследования Цель

Содержание

Исследование

Изучение

Самооценка (действие

самооценки у

адекватности

смыслообразования)

школьников по

самооценки детей

- представление себя в

методике «Лестница»

младшего

роли ученика;

(модификация

школьного

- осознание своих

ЛуговойВ.Ф.- Методика

возраста

возможностей в

п/п
1

Т.В. Дембо

учении на основе

использована

сравнения "Я"

модификации С.Я

и"хороший ученик"

Рубинштейн)

Возраст: школьники 1 4 кл.

2

Методика «Кто Я?»

Выявление

Действия,направленные

(модификация

сформированности

на определение своей

методики М.

Я-концепции

позиции в отношении

Куна)

ребенка

социальной роли
ученика и школьной
действительности;
Возраст: 9—10 лет.

3

Анкета для оценки

Определение уровня ОцениваемыеУУД:

уровня школьной

учебной мотивации

мотивации (1-4 кл.)

-внутренняя позиция
школьника
10

4

методика Н.

Возраст: обучающиеся

Г.Лускановой,

1-4 кл.

Проективные методики

Выявление

Анализ детских

«Что мне нравится в

мотивационной

рисунков

школе?», «Моё дерево», готовности к

Возраст: обучающиеся

«Моя семья»

1-4кл.

обучению,
отношение к
гимназии,
психологического
климата в семье.
Учебный план

№

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Формы

Теория Практика

аттестации и
контроля
наблюдение

1.

Вспомним чувства

6

2

4

2.

Чем люди
отличаются друг от
друга?
Какой Я – Какой
Ты?
Итого

16

3

13

наблюдение

15

3

12

наблюдение

37

8

29

3.

Содержание обучения
Вспомним чувства (6 часов) Радость Что такое мимика? Радость. Как
ее

доставить

другому

человеку.

Жесты.

Радость

можно

передать

прикосновением.
Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его
относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть.
Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу.
Обида. Разные чувства.
11

Чем люди отличаются друг от друга? (16 часов) Мальчик и девочка.
Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки.
Какой Я – Какой Ты? (15 часов) Что значит быть хозяином своего «Я»?
Какого человека называют ответственным. Что значит «уметь расслабиться»,
и в каких случаях это нужно делать? Фантазия характеров. Оценка
человеческих поступков и отношений.

Правила общения, которые

вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать,
чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию.
Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что
можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать,
поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в
различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти
правила помогают в общении.
Календарный учебный график
№

Месяц

Время
проведения
занятий

1.

сентябрь

по
расписанию

2.

сентябрь

по
расписанию

групповая

3.

сентябрь

по
расписанию

4.

сентябрь

5.

октябрь

6.

октябрь

Форма
занятий

Кол
ичес
тво
часо
в
групповая
1

Тема

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Вспомним чувства
Мы рады встрече

по
наблюден
расписани
ие
ю

1

Понимаем чувства
другого

по
наблюден
расписани
ие
ю

групповая

1

Понимаем чувства
другого

по
наблюден
расписани
ие
ю

по
расписанию

групповая

1

Мы испытываем разные
чувства

по
наблюден
расписани
ие
ю

по
расписанию

групповая

1

Мы испытываем разные
чувства

по
наблюден
расписани
ие
ю

по
расписанию

групповая

1

Моё самочувствие

по
наблюден
расписани
ие
ю
12

Чем люди отличаются
друг от друга?
Люди отличаются друг
от друга своими
качествами
Мои индивидуальные
особенности

по
наблюден
расписани
ие
ю

Я умею слышать мнение
другого

по
наблюден
расписани
ие
ю

7.

октябрь

по
расписанию

групповая

1

8.

октябрь

по
расписанию

групповая

1

9.

октябрь

по
расписанию

групповая

1

10.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Хорошие качества
людей

по
наблюден
расписани
ие
ю

11.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Самое важное хорошее
качество

по
наблюден
расписани
ие
ю

12.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Кто такой сердечный
человек

по
наблюден
расписани
ие
ю

13.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Кто такой
доброжелательный
человек

по
наблюден
расписани
ие
ю

14.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Трудно ли быть
доброжелательным
человеком

по
наблюден
расписани
ие
ю

15.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Я желаю добра ребятам
в классе

по
наблюден
расписани
ие
ю

16.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Мои качества

по
наблюден
расписани
ие
ю

17.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Какие качества нам
нравятся друг в друге

по
наблюден
расписани
ие
ю

18.

январь

по
расписанию

групповая

1

Какими качествами мы
похожи и чем
отличаемся

по
наблюден
расписани
ие
ю

19.

январь

по
расписанию

групповая

1

Каждый человек
уникален

по
наблюден
расписани
ие
ю

20.

январь

по
расписанию

групповая

1

Настроение моё

по
наблюден
расписани
ие
ю

по
наблюден
расписани
ие
ю

13

21.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Настроение другого

по
наблюден
расписани
ие
ю

22.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Как справиться с плохим
настроением

по
наблюден
расписани
ие
ю

23.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Какой Я – Какой Ты?
Привычки полезные и
вредные

по
наблюден
расписани
ие
ю

24.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Мои умственные
способности

по
наблюден
расписани
ие
ю

25.

март

по
расписанию

групповая

1

Воображение

по
наблюден
расписани
ие
ю

26.

март

по
расписанию

групповая

1

Какой Я?

по
наблюден
расписани
ие
ю

27.

март

по
расписанию

групповая

1

Какой Ты? Учимся
договариваться

по
наблюден
расписани
ие
ю

28.

март

по
расписанию

групповая

1

Трудности
второклассника в
школе, дома, на улице

по
наблюден
расписани
ие
ю

29.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Трудности
второклассника в школе,
дома, на улице

по
наблюден
расписани
ие
ю

30.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Трудности
второклассника в школе,
дома, на улице

по
наблюден
расписани
ие
ю

31.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Школьные трудности

по
наблюден
расписани
ие
ю

32.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Домашние трудности

по
наблюден
расписани
ие
ю

33.

май

по
расписанию

групповая

1

Праздник
психологического
здоровья

по
наблюден
расписани
ие
ю

34.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю

35.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю
14

36.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю

37.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю

Ожидаемые результаты:
· Развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения в
профессиональном

самоопределении

и

творческой

самоактуализации личности.
Возможность сохранения здоровья, успешного обучения и развития.
· Создание условий для творческой самореализации учителя.
· Достижение

уровня

информационной

культуры

участников

образовательного процесса, соответствующего современным требованиям.
·

Высокий уровень мотивации к получению образования;

·

Снижение заболеваемости обучающихся.

·

Совершенствование системы физического воспитания на основе

реализации индивидуального подхода.
·

Создание условий для удовлетворения двигательной активности

обучающихся.
·

Желание обучающихся быть здоровыми духовно и физически.

·

Снижение уровня тревожности учеников.

·

Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей

образовательным процессом в школе.
·

Успешная адаптация в социуме.

·

Повышение имиджа школы в социуме.

Формы аттестации/контроля
Отслеживание результатов в объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение
эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки
15

знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы
контроля:
Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на
начальном

этапе

обучения.

Реализуется

следующими

методами:

собеседование, опрос, наблюдение, игра.
Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего
материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный
опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение.
Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы,
раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются
следующие

методы:

практические,

индивидуальные

и

фронтальные,

комбинированные (творческий проект), самоконтроль.
Промежуточный

контроль

проводится

по

результатам

каждого

полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования,
творческие задания.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие
требования: индивидуальный характер; систематичность, регулярность
проведения на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения;
всесторонность (теория, практика); дифференцированный подход.
Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий,
проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита коллективных
и индивидуальных исследовательских работ.
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года.
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью
текущего контроля: опроса, викторин и т.п. Развитие личностных качеств
обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция
проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других
мероприятий.

16

Методическое обеспечение программы
№
п/п

Раздел

1.

Вспомним
чувства

2.

Чем люди
отличаются
друг от друга?

3.

Какой Я –
Какой Ты?

Форма
проведения
занятия

Методы и
приемы
организации
УВП

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятий.
Аудиторная групповая
Наглядные
работа
пособия,
Компьютер,
проектор, доска
Аудиторная Индивидуальная Наглядные
и
групповая пособия,
работа
Компьютер,
проектор, доска
Аудиторная Индивидуальная Наглядные
и групповая
пособия,
работа
Компьютер,
проектор, доска

Материально-техническое обеспечение программы
1. Дидактический материал:
- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;
- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие
коммуникативных навыков, терапевтических сказок;
- карточки с изображением эмоций;
- разрезные картинки;
- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.
2. Оборудование:
Маски, шапочки, коврики для релаксации, детские стулья, платки,
игрушки, телефонные трубки, бумага, мячи разного цвета, микрофон,
верёвка, барабан, краски, кисточки, карандаши, магнитофон.

17

Список литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г. С.
Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [текст] : учебное пособие /
В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 1998. – 512 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.
И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3
классов [текст] / В. Б. Войнов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Физиология
развития человека. – М., 2000. – 140 с.
Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое
здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [текст] /
И. В. Дубровина.– М.: Академия, 1995. – 168 с.
Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [текст] / И. В.
Дубровина. – М.: Академия, 2000. – 256 с.
Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [текст] / О. М.
Дьяченко, Т. Н. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984.
Ермолаева, М. В. Психология развития [текст] / М. В. Ермолаева. – М, 2003.
– 246 с.
Мухина, В. С. Таинство детства [текст] / В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005. –
362 с.
Никифоров, Г. С. Психология здоровья [текст] : учебник для вузов / Г. С.
Никифоров. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. –
М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [текст] / Л. Ф.
Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 342 с.
Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического
здоровья детей [текст] / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. –
№5-6.
18

Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и
школьный возраст [текст] / В. Э. Пахальян. – М.: Питер, 2006. – 294 с.

Сведения о составителе
Салихзянова Нина Владимировна
Место работы: МАОУ гимназия №35
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32
Образование: высшее, УрГПУ по специальности специальный психолог
Должность: педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: первая.

Принята
на заседании педагогического совета
Протокол № 1от 29 «августа»

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».