МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» Автор-составитель: Салихзянова Нина Владимировна, педагог дополнительного образования, Возраст обучающихся: 10-11 лет Срок реализации: 1 год г. Екатеринбург, 2020 год 1 Паспорт программы Название программы Учимся решать проблемы Автор составитель Салихзянова Нина Владимировна Вид Модифицированная на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших школьников кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой «Уроки психологии в начальной школе» социально-педагогическая Направленность Форма реализации Очная Срок реализации 1 год Возраст Обучающихся 10-11 лет Категория детей начальная школа Уровень освоения Базовый программы Краткая аннотация Программа направлена на развитие у обучающихся умения анализировать проблему, вычленять ее суть, формулировать задачи, планировать и осуществлять шаги по их решению, а также оценивать полученный результат с точки зрения поставленной цели. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из аудиторных занятий. 2 СОДЕРЖАНИЕ №п/п 1. Содержание Пояснительная записка Стр. 4 2. Учебный план 11 3. Содержание образовательной программы 11 4. Календарный учебный график 14 5. Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 16 6. Методическое обеспечение программы 17 7. Материально-техническое оснащение программы 17 8.. Список литературы 18 9. Сведения о составителе 20 3 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия №35. Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших школьников кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой «Уроки психологии в начальной школе» в соответствии с требованиями к содержанию, условиям реализации и результатам работы, прописанным в ФГОС НОО. Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы МАОУ гимназии №35: совершенствование системы работы гимназии, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, содействие укреплению физического, нравственного и психологического здоровья обучающихся. Актуальность Важная роль в современном образовательном обществе отводится здоровье сберегающим технологиям, психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный поток, в котором находятся дети, семьи в основном однодетные, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры. Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир, 4 адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям. Новизна: Программа направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации, ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций, формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения. Программа посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода. Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность представленной программы в том, что она позволяет ребенку решить комплекс проблем, связанных с девиантным поведением. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психологическое здоровье» предполагает путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессовой жизненной ситуации и мобилизовать усилия детей на преодоление кризиса. Адресат программы: Обучающийся 4 класса в возрасте 10-11 лет. Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе. Особенность этого возраста - особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но 5 нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего, эмоциональному состоянию, снятию тревоги и побуждению к учебной активности. Заключительные занятия направлены процессу перехода в 5 класс. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками. Объем и срок реализации программы: Занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с учетом каникулярного времени (37 часов в год). Срок реализации программы: 1 год. Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная. Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для развития коммуникативных навыков. Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. 6. Формировать терпимость к мнению собеседника. 7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 6 8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Планируемые результаты: Программа «Психологическое здоровье» способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучающихся начальной школы. Достижение личностных результатов: 1. формирование у обучающегося готовности и способности к саморазвитию, 2. развитие мотивации к обучению и познанию, 3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, 5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, 6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей; 7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться: Регулятивные УУД: 1. учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников, 2. учиться прогнозировать последствия своих поступков, 3. строить речевое высказывание в устной форме. 4. осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением, 5. извлекать необходимую информацию из текста, 6. определять и формулировать цель в совместной работе, 7 7. учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях, 8. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит, 9. реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми, 10. планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого, 11.соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: 1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, 2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять, 3. обогатить представление о собственных возможностях и способностях, 4. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения, 5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости, 6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта, 7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию, 8. адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные УУД: 1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, 2. учиться контролировать свою речь и поступки, 3. учиться толерантному отношению к другому мнению, 4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении, 5. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей, 6. формулировать своё собственное мнение и позицию. 7. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге. Формы организации занятий Для успешной реализации используются групповые занятия, до 23 человек. Индивидуальные занятия необходимы обучающимся для 8 проведения углубленной индивидуальной диагностики и для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам не усвоены в группе. Методы используемые на занятиях: На занятиях используются методы работы: элементы психологического тренинга, тематическое рисование, дидактические игры, психологические игры и упражнения, работа с направленным воображением, общение в круге, этюды на выражение эмоций и чувств, проективные тесты. Личное портфолио занятий с продуктами деятельности. Работа в рабочих тетрадях для обучающихся начальной школы «Психологическое здоровье», что способствует повышению интереса ребенка к занятиям, активизирует его творческий потенциал, развивает навыки рефлексии, способствует закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и осмысливается дома. Некоторые задания в тетради предусматривают совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать активными участниками реализации программы, помогает им осознать свой вклад в психологическое здоровье ребенка. Эта тетрадь по окончании занятий дает достаточно полное представление о личности ребенка и может перейти в его портфолио. Оценка эффективности реализации программы осуществляется посредством: ● получения обратной связи от обучающихся на занятиях; ● анализа письменных работ, тестов, рисунков обучающихся в рабочей тетради; ● анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического здоровья ребенка; ● стартовая и итоговая диагностика: 9 № Методика исследования Цель Содержание Исследование Изучение Самооценка (действие самооценки у адекватности смыслообразования) школьников по самооценки детей - представление себя в методике «Лестница» младшего роли ученика; (модификация школьного - осознание своих ЛуговойВ.Ф.- Методика возраста возможностей в п/п 1 Т.В. Дембо учении на основе использована сравнения "Я" модификации С.Я и"хороший ученик" Рубинштейн) Возраст: школьники 1 4 кл. 2 Методика «Кто Я?» Выявление Действия,направленные (модификация сформированности на определение своей методики М. Я-концепции позиции в отношении Куна) ребенка социальной роли ученика и школьной действительности; Возраст: 9—10 лет. 3 4 Анкета для оценки Определение уровня ОцениваемыеУУД: уровня школьной учебной мотивации -внутренняя позиция мотивации (1-4 кл.) школьника методика Н. Возраст: обучающиеся Г.Лускановой, 1-4 кл. Проективные методики Выявление Анализ детских «Что мне нравится в мотивационной рисунков школе?», «Моё дерево», готовности к Возраст: обучающиеся «Моя семья» 1-4кл. обучению, 10 отношение к гимназии, психологического климата в семье. Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Формы Всего аттестации и контроля наблюдение 1. Кто Я? 3 8 11 2. Я расту, я изменяюсь Мое будущее 2 3 5 наблюдение 3 7 10 наблюдение Свобода и ответственность Итого 3 7 11 наблюдение 11 26 37 3. 4. Содержание обучения Кто Я? (11 часов) Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся! Я расту, я изменяюсь (5 часов) Моё детство. Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю? Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть. Я 11 изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас. Мое будущее (10 часов). Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе? Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека? Поведение человека зависит от его качеств. Кто такой интеллигентный человек, и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем? Что такое идеальное Я? У многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему хотелось стать. Свобода и ответственность (11 часов) Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты конструктивно. Календарный учебный график № Месяц Время проведения занятий Форма занятий Кол ичес тво часо в Тема Место проведени я Форма контроля 12 1. сентябрь по расписанию групповая 1 Кто Я? Мое лето по расписани ю по расписани ю по расписани ю по расписани ю по расписани ю по расписани ю наблюдение 2. сентябрь по расписанию групповая 1 Кто Я? 3. сентябрь по расписанию групповая 1 Какой я - большой или маленький? 4. сентябрь по расписанию групповая 1 Мои способности 5. октябрь по расписанию групповая 1 Мой выбор, мой путь к успеху по расписани ю по расписани ю наблюдение по расписани ю наблюдение по расписани ю по расписани ю по расписани ю наблюдение по расписани ю Мои одноклассники по расписани ю наблюдение 6. октябрь по расписанию групповая 1 Мой выбор, мой путь к успеху 7. октябрь по расписанию групповая 1 Мой внутренний мир и мои друзья 8. октябрь по расписанию групповая 1 9. октябрь по расписанию групповая 1 10. ноябрь по расписанию групповая 1 Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Мои интересы 11. ноябрь по расписанию групповая 1 Что значит верить? 12. ноябрь по расписанию групповая 1 13. ноябрь по расписанию групповая 1 Я расту, я изменяюсь Мое детство, мои друзья Мое детство, мои друзья 14. ноябрь по расписанию групповая 1 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 13 15. ноябрь по расписанию групповая 1 Мои одноклассники по расписани ю Конфликты в по классе расписани ю Мое будущее по Я и мои родители расписани ю Я умею просить по прощения и расписани прощать ю Я умею просить по прощения и расписани прощать ю Я умею просить по прощения и расписани прощать ю Наказание и по поощрения расписани ю Наказание и по поощрения расписани ю Кто такой по интеллигентный расписани человек? ю наблюдение 16. ноябрь по расписанию групповая 1 17. ноябрь по расписанию групповая 1 18. январь по расписанию групповая 1 19. январь по расписанию групповая 1 20. январь по расписанию групповая 1 21. февраль по расписанию групповая 1 22. февраль по расписанию групповая 1 23. февраль по расписанию групповая 1 24. февраль по расписанию групповая 1 Хочу вырасти интеллигентным человеком. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что такое идеальное Я? по расписани ю по расписани ю по расписани ю по расписани ю по расписани ю по расписани ю наблюдение 25. март по расписанию групповая 1 26. март по расписанию групповая 1 27. март по расписанию групповая 1 Что такое идеальное Я? 28. март по расписанию групповая 1 29. апрель по расписанию групповая 1 30. апрель по расписанию групповая 1 Трудности в отношении с друзьями Свобода и ответственность Кто такой свободный человек? Права и обязанности школьника по расписани ю наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 14 31. апрель по расписанию групповая 1 Что такое «право на уважение»? 32. апрель по расписанию групповая 1 Права и обязанности 33. май по расписанию групповая 1 34. май по расписанию групповая 1 35. май по расписанию групповая 1 36. май по расписанию групповая 1 Нарушение прав других людей может привести к конфликтам Как разрешать конфликты мирным путем? Праздник психологического здоровья Индивидуальная диагностика 37. май по расписанию групповая 1 Индивидуальная диагностика по расписани ю по расписани ю по расписани ю наблюдение по расписани ю по расписани ю по расписани ю по расписани ю наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Ожидаемые результаты: · Развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения в профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности. Возможность сохранения здоровья, успешного обучения и развития. · Создание условий для творческой самореализации учителя. · Достижение уровня информационной культуры участников образовательного процесса, соответствующего современным требованиям. · Высокий уровень мотивации к получению образования; · Снижение заболеваемости обучающихся. · Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. · Создание условий для удовлетворения двигательной активности обучающихся. · Желание обучающихся быть здоровыми духовно и физически. · Снижение уровня тревожности учеников. 15 · Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей образовательным процессом в школе. · Успешная адаптация в социуме. · Повышение имиджа школы в социуме. Формы аттестации/контроля Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы контроля: Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: собеседование, опрос, наблюдение, игра. Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение. Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие методы: практические, индивидуальные и фронтальные, комбинированные (творческий проект), самоконтроль. Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования, творческие задания. К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования: индивидуальный характер; систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения; всесторонность (теория, практика); дифференцированный подход. Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий, проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита коллективных и индивидуальных исследовательских работ. 16 Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля: опроса, викторин и т.п. Развитие личностных качеств обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий. Методическое обеспечение программы № п/п Раздел Форма проведения занятия Методы и приемы организации УВП 1. Кто Я? Аудиторная групповая работа 2. Я расту, я изменяюсь Аудиторная Индивидуальная и групповая работа 3. Мое будущее Аудиторная Индивидуальная и групповая работа 4. Аудиторная Индивидуальная Свобода и и групповая ответственность работа Дидактический материал, техническое оснащение занятий. Наглядные пособия, Компьютер, проектор, доска Наглядные пособия, Компьютер, проектор, доска Наглядные пособия, Компьютер, проектор, доска Наглядные пособия, Компьютер, проектор, доска Материально-техническое обеспечение программы 1. Дидактический материал: - фотографии с изображением различных эмоциональных состояний; - подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие коммуникативных навыков, терапевтических сказок; 17 - карточки с изображением эмоций; - разрезные картинки; - аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы. 2. Оборудование: Маски, шапочки, коврики для релаксации, детские стулья, платки, игрушки, телефонные трубки, бумага, мячи разного цвета, микрофон, верёвка, барабан, краски, кисточки, карандаши, магнитофон. Список литературы Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [текст] : учебное пособие / В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 1998. – 512 с. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с. Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов [текст] / В. Б. Войнов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Физиология развития человека. – М., 2000. – 140 с. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [текст] / И. В. Дубровина.– М.: Академия, 1995. – 168 с. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [текст] / И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2000. – 256 с. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [текст] / О. М. Дьяченко, Т. Н. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. Ермолаева, М. В. Психология развития [текст] / М. В. Ермолаева. – М, 2003. – 246 с. Мухина, В. С. Таинство детства [текст] / В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005. – 362 с. 18 Никифоров, Г. С. Психология здоровья [текст] : учебник для вузов / Г. С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 342 с. Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей [текст] / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. – №5-6. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст [текст] / В. Э. Пахальян. – М.: Питер, 2006. – 294 с. Сведения о составителе Салихзянова Нина Владимировна Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: высшее, УрГПУ по специальности специальный психолог Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: первая. Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1от 29 «августа» 19