МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 Утверждаю Директор МАОУ гимназия 35 ___________Е.А. Никандрова Приказ № 77/1 от 31.08.2020 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УЧУСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» Автор-составитель: Поротникова Виктория Андреевна, педагог дополнительного образования, Возраст обучающихся: 6–10 лет Срок реализации: 1 год г. Екатеринбург, 2020 год Паспорт программы Название программы Учусь говорить правильно Автор составитель Поротникова Виктория Андреевна Вид Модифицированная на основе авторской программы курса «Речь и культура общения» Мали Л.Д., Арямовой О.С., Климовой С.А., Песковой Н.С., программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык», программы Соколовой Т.Н. «Школа развития речи». социально-педагогической Направленность Форма реализации Очная Срок реализации 1 год Возраст Обучающихся 6-10 лет Категория детей Средняя школа Уровень освоения Базовый программы Краткая аннотация Программа направлена на повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из аудиторных занятий. 2 СОДЕРЖАНИЕ №п/п 1. Содержание Пояснительная записка Стр. 4 2. Учебный план 6 3. Содержание образовательной программы 7 4. Календарный учебный график 7 5. 12 6. Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) Методическое обеспечение программы 7. Материально-техническое оснащение программы 42 8.. Список литературы 43 9. Сведения о составителе 44 12 3 Паспорт программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. Программа имеет социально-педагогическую направленность, которая определена особой актуальностью правового образования в современных условиях. Формирование правовой культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития правосознания граждан. Программа носит личностно-развивающий и деятельностный характер. Программа осуществляется в интересах обучающегося, семьи, общества и государства, предоставляет возможность для приобретения знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального и профессионального развития ученика, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В рамках данной программы обучающиеся познакомятся с такими понятиями как отрасли права, правовой прецедент, юстиция, правосознание и др. Приобретут умения работать с нормативными документами и анализировать правовые источники, собирать, систематизировать и обобщать полученную информацию. Актуальность Организуются виды деятельности игровая, коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что обучение основам родного языка, позволяет наиболее осознано освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе. Отличительные особенности программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа c коррекционно-развивающим уклоном составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы. Программа «Учимся говорить правильно» направлена на обучение учащихся начальной школы красивой и грамотной речи. Данная программа предназначена для работы во внеурочное время. Занятия проводятся в игровой форме, в форме бесед, выполнения практических заданий, упражнений, творческих работ, викторин и конкурсов во внеурочное время. Занятия делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия включают в себя объяснение нового материала, ознакомление с историей развития языка. Практические занятия включают в себя выполнение различных упражнений и заданий. Новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и эффективному развитию речи как средства 4 общения, познания, самовыражения ребёнка, комплексно формировать структурные компоненты системы языка фонетической, лексической, грамматической. Педагогическая целесообразность программы: Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в образовательную организацию все чаще приходят дети с нарушением речевого развития и звукопроизношения. Среди них значительную часть составляют дети 7-8-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух, но нарушения звукопроизношения, что, как правило, приводит к нарушению письменной речи, а также усвоению фонетико-фонематического анализа слов. Как показывает практический опыт логопедической работы, обучение детей по исправлению речевых недостатков, позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты в начальной школе, а также развить память, внимание, мышление. Адресат программы: Обучающиеся 6-10 лет. Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Объем и срок реализации программы: Количество часов по программе – 74 часа в год, 2 часа в неделю на группу. Программа рассчитана на 1 год Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьного возраста, уровень развития речи, а также специфику нарушения звукопроизношения. Цели программы: - формирование правильного звукопроизношения; - восполнение пробелов в формировании связной речи; - развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации учащихся начальной школы. Задачи программы «Учусь говорить правильно»: 5 - развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха. - развитие моторики артикуляционного аппарата. - развитие дыхания. - развитие мелкой моторики. - формирование умения регулировать силу голоса. - формирование правильного звукопроизношения. - работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра). - расширение словарного запаса. - формирование связной речи. - воспитание культуры речевого общения. Форма работы дополнительного образования: групповые занятия, продолжительностью 40 минут. Планируемые результаты освоения программы. - развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь; - чётко произносить звуки русского языка; - выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия; - понимать и использовать грамматические формы; - дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями. - развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных; - совершенствуется интонационная сторона речи; - развивается артикуляционный аппарат; - развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса; - формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение. Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Всего Формы Теория Практика аттестации и контроля 1 2 3 Обследование устной и письменной речи Пропедевтический период Букварный период: изучение звуков и букв 6 0 6 беседа 14 6 8 беседа 46 10 36 беседа 6 4 Обследование учащихся по итогам коррекционных занятий Итого: 6 0 6 72 16 56 беседа Содержание программы: I. Обследование устной и письменной речи (6 часов) - обследование устной и письменной речи учащихся; - заполнение речевых карт. II. Пропедевтический период (14 часов) - знакомство обучающихся с органами артикуляции, понятиями речевые и неречевые звуки, - формирование навыков языкового анализа и синтеза, что подразумевает развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки или буквы. III. Букварный период: изучение звуков и букв (46 часов) - выработка правильного звукопроизношения; - развитие слухового и зрительного внимания; - развитие слухового дифференцированного, фонематического восприятия; - уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане; - предупреждение развития нарушения развития языкового анализа и синтеза; - выработка навыков дифференцирования смешиваемых пар звуков; - предупреждение дисграфии. IV. Обследование учащихся по итогам коррекционных занятий (6 часов) - обследование устной и письменной речи учащихся; - заполнение речевых карт. Календарный учебный график N Месяц п/п Время проведения занятия Форма занятия Колво часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Обследование импрессивной и экспрессивной речи. Обследование графомоторных навыков Обследование связной речи, словарного запаса. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слов. по расписанию беседа по расписанию беседа по расписанию беседа по расписанию беседа 1. сентябрь по групповая расписанию 1 2. сентябрь по групповая расписанию 1 3. сентябрь по групповая расписанию 1 4. сентябрь по групповая расписанию 1 7 5. сентябрь по групповая расписанию 1 Обследование звукопроизносительной стороны речи. Обследование звукопроизносительной стороны речи. Сказка «Теремок» по расписанию беседа 6. сентябрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 7. сентябрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 8. сентябрь по групповая расписанию 1 Сказка «Теремок». Кукольный театр по расписанию беседа 9. октябрь по групповая расписанию 1 Сказка «Заюшкина избушка» по расписанию беседа 10. октябрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 11. октябрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 12. октябрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 13. октябрь по групповая расписанию 1 Сказка «Заюшкина избушка». Инсценировка Формирование представления о звуках «В мире звуков» Формирование представления о звуках «В мире звуков» Знакомство со словом по расписанию беседа 14. октябрь по групповая расписанию 1 Слова-действия по расписанию беседа 15. октябрь по групповая расписанию 1 Слова-действия по расписанию беседа 16. октябрь по групповая расписанию 1 Слова-действия по расписанию беседа 17. ноябрь по групповая расписанию 1 Слова-признаки по расписанию беседа 18. ноябрь по групповая расписанию 1 Слова-признаки по расписанию беседа 19. ноябрь по групповая расписанию 1 Знакомство с предложением по расписанию беседа 20. ноябрь по групповая расписанию 1 Знакомство с предложением по расписанию беседа 21. ноябрь по групповая расписанию 1 Звук и буква «А». Выделение звука «А» из слогов и слов по расписанию беседа 8 22. ноябрь по групповая расписанию 1 Звук и буква «У». Формирование номинативного словаря по теме «Осень» Преобразование существительных единственного числа во множественное число Звуки «У-А». Чтение, письмо слогов по расписанию беседа 23. ноябрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 24. ноябрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 25. декабрь по групповая расписанию 1 Звук и буква «О». Уточнение произношения, чтение, письмо. Звук и буква «М». Уточнение произношения, чтение, письмо. Звук и буква «С». Чтение, письмо слогов, слов Звук и буква «Х». Чтение, письмо слогов, слов Звук и буква «Ш» по расписанию беседа 26. декабрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 27. декабрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 28. декабрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 29. декабрь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 30. декабрь по групповая расписанию 1 Дифференциация «СШ» по расписанию беседа 31. декабрь по групповая расписанию 1 Дифференциация «СШ» по расписанию викторина 32. декабрь по групповая расписанию 1 Звук и буква «Л». Звук и буква «Н» по расписанию беседа 33. январь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 34. январь по групповая расписанию 1 Звук и буква «Ы». Чтение, письмо слогов, слов Звук и буква «Р». Чтение, письмо слогов по расписанию беседа 35. январь по групповая расписанию 1 Дифференциация «ЛР» по расписанию беседа 36. январь по групповая расписанию 1 Звук и буква «К». Чтение, письмо слогов, слов по расписанию беседа 9 37. январь по групповая расписанию 1 Звук и буква «К». Чтение, письмо слогов, слов Звук и буква «П». Звук и буква «Т» по расписанию наблюдение 38. январь по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 39. февраль по групповая расписанию 1 Звук и буква «И». Уточнение произношения, чтение, письмо Звук и буква «И». Уточнение произношения, чтение, письмо Звук и буква «З» по расписанию беседа 40. февраль по групповая расписанию 1 по расписанию викторина 41. февраль по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 42. февраль по групповая расписанию 1 43. февраль по групповая расписанию 1 Звук и буква «В» по расписанию беседа 44. февраль по групповая расписанию 1 Звук и буква «Ж» по расписанию беседа 45. февраль по групповая расписанию 1 Дифференциация «ЗЖ» по расписанию беседа 46. февраль по групповая расписанию 1 Дифференциация «ШЖ» по расписанию беседа 47. март по групповая расписанию 1 Звук и буква «Б» по расписанию беседа 48. март по групповая расписанию 1 Дифференциация «БП» по расписанию беседа 49. март по групповая расписанию 1 Звук и буква «Г» по расписанию беседа 50. март по групповая расписанию 1 Дифференциация «ГК» по Фронтальный расписанию опрос 51. март по групповая расписанию 1 Дифференциация «ДТ» по расписанию беседа 53. март по групповая расписанию 1 Звук и буква «Й» по расписанию беседа Дифференциация «С-З» по Фронтальный расписанию опрс 10 54. март по групповая расписанию 1 Буквы «Ё, Ю». по расписанию беседа 55. март по групповая расписанию 1 Звук и буква «Ц» по расписанию беседа 56. апрель по групповая расписанию 1 Звук и буква «Ч» по расписанию беседа 57. апрель по групповая расписанию 1 Звук и буква «Щ» по расписанию беседа 58. апрель по групповая расписанию 1 Дифференциация «ЧЩ» по расписанию беседа 59. апрель по групповая расписанию 1 Буква «Е» по расписанию беседа 60. апрель по групповая расписанию 1 Буква «Я» по расписанию беседа 61. апрель по групповая расписанию 1 Дифференциация «ШЩ» по расписанию игра 62. апрель по групповая расписанию 1 Звук и буква «Ф» по расписанию беседа 63. апрель по групповая расписанию 1 Дифференциация «ВФ» по расписанию беседа 64. май по групповая расписанию 1 Звук и буква «Э» по расписанию беседа 65. май по групповая расписанию 1 Глухие и звонкие согласные по расписанию беседа 66. май по групповая расписанию 1 Мягкие и твердые согласные по расписанию игра 67. май по групповая расписанию 1 Связная речь по расписанию беседа 68. май по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 69. май по групповая расписанию 1 по расписанию беседа 70. май по групповая расписанию 1 Обследование импрессивной и экспрессивной речи. Обследование графомоторных навыков Обследование связной речи, словарного запаса. по расписанию беседа 11 71. май по групповая расписанию 1 72. май по групповая расписанию 1 73. май по групповая расписанию 1 74. май по групповая расписанию 1 Обследование связной речи, словарного запаса. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слов. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слов. Итоговое занятие Обобщение изученного за год. по расписанию беседа по расписанию проект по расписанию проект по расписанию беседа Ожидаемые результаты: В результате освоения программы обучающиеся узнают: основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение. Познакомятся со значениями многих лексических единиц; правилами связи слова в предложении; основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание, имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационная пауза, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст. Методическое обеспечение программы: Групповая форма проведения занятий; Методы и приемы организации УВП: - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей. Формы аттестации/контроля Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы контроля: 12 Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: собеседование, опрос, наблюдение, игра. Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение. Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие методы: практические, индивидуальные и фронтальные, комбинированные (творческий проект), самоконтроль. Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования, творческие задания. К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования: индивидуальный характер; систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения; всесторонность (теория, практика); дифференцированный подход. Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий, проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита коллективных и индивидуальных исследовательских работ. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля: опроса, викторин и т.п. Развитие личностных качеств обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий. Методическое обеспечение программы № п/ Раздел или тема п программы 1. Обследование импрессивной и экспрессивно й речи. Форма проведения занятий Аудиторная Методы и приемы организации УВП - Наглядный; - Практический; Дидактический материал, техническое оснащение занятий Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 13 2. Обследование графомоторн ых навыков Аудиторная - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 3. Обследование связной речи, словарного запаса. Аудиторная - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 4. Обследование грамматическ ого строя речи, слоговой структуры слов. Аудиторная - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 5. Обследование звукопроизно сительной стороны речи. Аудиторная - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 6. Обследование звукопроизно сительной стороны речи. Аудиторная - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 14 7. Сказка «Теремок» Аудиторная - Наглядный; - Практический; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 8. Сказка «Теремок». Кукольный театр Аудиторная - Наглядный; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 9. Сказка «Заюшкина избушка» Аудиторная - Наглядный; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 10. Сказка «Заюшкина избушка». Инсценировка Аудиторная - Наглядный; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 11. Формировани е представлени я о звуках «В мире звуков» Аудиторная - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 15 - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 12. Формировани е представлени я о звуках «В мире звуков» Аудиторная - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 13. Знакомство со словом Аудиторная - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 14. Словадействия Аудиторная - Наглядный; - Практический; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры 16 - Частично и задания.- СПб.: поисковый; КАРО, 2001. - 112с. - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 15. Словадействия - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 16. Словадействия - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 17 - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 17. Словапризнаки - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 18. Словапризнаки - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 18 - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 19. Знакомство с предложение м - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 20. Знакомство с предложение м - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 19 - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 21. Звук и буква «А». Выделение звука «А» из слогов и слов - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 22. Звук и буква «У». Формировани е номинативног о словаря по теме «Осень» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 20 - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 23. Преобразован ие существитель ных единственног о числа во множественн ое число - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 24. Звуки «У-А». Чтение, письмо слогов - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 21 - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 25. Звук и буква «О». Уточнение произношени я, чтение, письмо. - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 26. Звук и буква «М». Уточнение произношени я, чтение, письмо. - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 22 27. Звук и буква «С». Чтение, письмо слогов, слов - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста. Волгоград: Учитель, 2001. - 90с. 28. Звук и буква «Х». Чтение, письмо слогов, слов - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 23 29. Звук и буква «Ш» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 72с. 30. Дифференциа ция «С-Ш» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 72с. 31. Дифференциа ция «С-Ш» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста. Волгоград: Учитель, 2001. - 90с. 24 - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 32. Звук и буква «Л». Звук и буква «Н» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста. Волгоград: Учитель, 2001. - 90с. 33. Звук и буква «Ы». Чтение, письмо слогов, слов - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 25 - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 34. Звук и буква «Р». Чтение, письмо слогов - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Р, Р': альбом для логопеда. / Резниченко Т.С., Ларина О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 96с. 35. Дифференциа ция «Л-Р» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Р, Р': альбом для логопеда. / Резниченко Т.С., Ларина О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 96с. 26 и познавательной деятельности детей; 36. Звук и буква «К». Чтение, письмо слогов, слов - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 37. Звук и буква «К». Чтение, письмо слогов, слов - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 27 38. Звук и буква «П». Звук и буква «Т» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 39. Звук и буква «И». Уточнение произношени я, чтение, письмо - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 28 40. Звук и буква «И». Уточнение произношени я, чтение, письмо - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 41. Звук и буква «З» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 42. Дифференциа ция «С-З» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 29 - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 43. Звук и буква «В» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 44. Звук и буква «Ж» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 72с. 30 - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 45. Дифференциа ция «З-Ж» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 72с. 46. Дифференциа ция «Ш-Ж» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста. 31 - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Волгоград: 2001. - 90с. Учитель, 47. Звук и буква «Б» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 48. Дифференциа ция «Б-П» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 32 - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 49. Звук и буква «Г» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 50. Дифференциа ция «Г-К» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 33 - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 51. Дифференциа ция «Д-Т» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 52. Звук и буква «Й» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 34 - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 53. Буквы Ю». «Ё, - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 54. Звук и буква «Ц» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 35 воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 55. Звук и буква «Ч» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 56. Звук и буква «Щ» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 72с. 36 одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 57. Дифференциа ция «Ч-Щ» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 72с. 58. Буква «Е» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 37 одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; 59. Буква «Я» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 60. Дифференциа ция «Ш-Щ» - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 38 61. Звук и буква «Ф» - Наглядный; - Практический; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 62. Дифференциа ция «В-Ф» - Наглядный; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 39 63. Звук и буква «Э» - Наглядный; - Практический; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 64. Глухие звонкие согласные - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста. Волгоград: Учитель, 2001. - 90с. и 40 65. Мягкие твердые согласные и - Наглядный; - Практический; - Метод стимулирования и мотивации; - Развивающие игры и упражнения; - Задания творческого типа, с одновременной активизацией мышления и воображения, для развития творческой и познавательной деятельности детей; Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 66. Связная речь - Наглядный; - Метод стимулирования и мотивации; - Проблемные и игровые обучающие ситуации; - Развивающие игры и упражнения; Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 67. Обследование импрессивной и экспрессивно й речи. - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 68. Обследование графомоторн ых навыков - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 41 69. Обследование связной речи, словарного запаса. - Наглядный; - Практический; - Частично поисковый; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 70. Обследование связной речи, словарного запаса. - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 71. Обследование грамматическ ого строя речи, слоговой структуры слов. - Наглядный; - Практический; Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с. 72. Итоговое занятие Обобщение изученного за год. - Метод стимулирования и мотивации Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. - 112с. Материально-техническое обеспечение программы Наглядный и раздаточный материал: (тексты, рисунки, иллюстрации, изобразительный материал). Развитие продуктивной предметнопространственной среды. Экранные (презентации), аудиальные (музыкальные фрагменты, фрагменты литературных произведений и сказок); аудиовизуальные (видеофрагменты мультфильмов и кинофильмов, авторские видеозаписи и пр.). 42 Технические средства обучения: Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Список литературы 1. Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.СПб.: КАРО, 2001. - 112с. 2. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16с. 3. Логопедия в школе: учеб. практическое пособие / ред. Кукушкин, В.С. Ростов-на-Дону.: МАРТ, 2004. - 367с. 4. Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта, 1997. - 334с. 5. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. 240с. 6. Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Р, Р': альбом для логопеда. / Резниченко Т.С., Ларина О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 96с. 7. Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 72с. 8. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста. - Волгоград: Учитель, 2001. - 90с. Сведения о составителе Поротникова Виктория Андреевна 43 Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: высшее, ПГПУ по специальности дефектология 2018 г. Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: первая. Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1от 29 «августа» 44