МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 Утверждаю Директор МАОУ гимназия 35 ___________Е.А. Никандрова Приказ №____________________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МОЯ РОССИЯ» Автор-составитель: Текнеджян Анжелика Самуеловна, педагог дополнительного образования, Возраст обучающихся: 14–15 лет Срок реализации: 1 год г. Екатеринбург, 2020 год Паспорт программы Название программы МОЯ РОССИЯ Автор составитель Текнеджян Анжелика Самуеловна, Вид Направленность Модифицированная на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» // Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. –М.: Просвещение. 2011 год. социально-гуманитарная Форма реализации Очная Срок реализации 1 год Возраст Обучающихся 14-15 лет Категория детей Средняя школа Уровень освоения программы Базовый Краткая аннотация Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из аудиторных занятий 2 СОДЕРЖАНИЕ №п/п 1. Содержание Пояснительная записка Стр. 4 2. Учебный план 8 3. Содержание образовательной программы 9 4. Календарный учебный график 12 5. Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 19 6. Методическое обеспечение программы 19 7. Материально-техническое оснащение программы 20 8.. Список литературы 21 9. Сведения о составителе 22 3 Пояснительная записка Дополнительная программа общеобразовательная общеразвивающая социально-гуманитарной направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. Программа предполагает использование новых форм работы в учебновоспитательном процессе, дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей; раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку. Программа предполагает формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся и развитие навыков межличностной коммуникации. Актуальность данной программы заключается в том, что для обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти, в частности, возможность прикоснуться к эпохе, «потрогать её руками» и эмоционально пережить артефакты. Актуальность программы определяется и тем, что содействует развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, способствует формированию визуального мышления, приобщая к окружающему миру через исторические источники (письменные и вещественные), пониманию, что музей является образовательным ресурсом окружающего социума, формой хранения и усвоения различных знаний, суждений, оценок и чувств, неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры проектной деятельности. 4 Структура и содержание программы строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую ФГОС. Это даёт возможность каждому обучающемуся выбрать свой образовательный маршрут в соответствии с интересами и возможностями, участвовать в деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным особенностям. Программа призвана поддержать учащихся с высоким уровнем мотивации к познавательной деятельности. Программа направлена на формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Это возможно только, если знать свои истоки, историю и культуру. Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует развитию познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей обучающихся по направлениям: Знакомство с экспозициями школьного музея, правилами размещения экспонатов. Поисковая деятельность учащихся, атрибутирование экспонатов, исследовательская деятельность. Знакомство с процессом реставрации экспонатов. Знакомство с процессом создания тематических экспозиций Самостоятельное создание учащимися собственных экспозиций в музее. самостоятельное создание учащимися собственных экскурсионных программ по школьному музею; использование различных изобразительных, литературных, поэтических, театральных приемов для проведения интерактивных мероприятий в школьном музее. Адресат программы: Программа рассчитана на подростков 14-15 лет. Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи 5 саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебнопрофессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво. С одной стороны, хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки мечтают о самостоятельности. Объем и срок реализации программы: Занятия группы проводятся 3 раза в неделю по 1 часу с учетом каникулярного времени (111 часов в год). Срок реализации программы: 1 год. Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. За счет создания эмоционально-положительной творческой атмосферы, организуется диалогическое общение с детьми и обсуждение теоретических и практических вопросов в правовой области. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора правового поведения. Цель программы - создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством изучения « феномена музея» как источника сохранения социальной информации, ее познания и передачи с помощью музейных предметов. Задачи программы знакомство развитие развитие с музеями города; способностей и творческой деятельности; самостоятельности и инициативы, необходимых для самореализации и формирования личности; 6 формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого; формирование коммуникативной культуры; развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности; способность к самоорганизации и самообразованию. Планируемые результаты Предметные: - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; - способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; - умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, читать историческую карту и ориентироваться в ней; Личностные Формирование: - гражданской идентичности, любви к Родине, чувство гордости за свою страну; - уважения к истории, культурным и историческим памятникам; - уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; - толерантное отношение к истории других стран; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; - основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. 7 Метапредметные Обучающиеся научатся: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения; - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Учебный план № Наименование темы п/п Колич Количе Колич Формы ество ство ество контроля часов часов часов (теория (практи (всего) ) 1 Музей как научно- 2 образовательный ка) 1 3 устный опрос 6 9 устный опрос и культурный комплекс 2 Музеи мира: история и 3 современность 8 3 Музейный предмет как 1 2 3 устный опрос первоисточник 4 Музейная экспозиция 1 2 3 устный опрос 5 Культурно- 3 34 37 устный опрос основная 3 43 46 устный опрос эссе образовательная деятельность, как важный элемент музейной коммуникации 6 Экскурсия форма как образовательной деятельности 7 «Музей в моей жизни …» 1 9 10 Итого 14 97 111 Содержание обучения Тема 1. Музей как научно-образовательный и культурный комплекс Теория Музей как форма жизни культуры. Основной вид деятельности музея - хранение, которое предполагает создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции. Практика Значимость музееведческих знаний и их применение в научной, культурной и образовательной деятельности человечества. Значение музееведческих знаний в формировании исторического мышления человека. Социальные функции музеев. Специфика музея как научного и образовательного учреждения. Тема 2. Музеи мира: история и современность Теория Первые музеи Древней Греции (Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья 9 (храмы и их сокровищницы; коллекционирование). Кабинеты светские и сокровищницы галереи эпохи и частное Возрождения (кунсткамеры). Западноевропейские музеи в XVIII – XXвв. Музеи и картинные галереи разных стран. Практика Знакомство с известными зарубежными собраниями (музеями) с использованием интернет -ресурсов. Тема 3. Музейный предмет как первоисточник Теория Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Практика Основные типы источников – вещественные, письменные. Тема 4. Музейная экспозиция Теория Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Основная задача экспозиции- образовательно-воспитательная функция. Музейный показ- сочетание научного уровня, информативности, познавательности, образности и занимательности. Практика Особенности экспозиций музеев исторического профиля. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). 10 Тема 5. Культурно-образовательная деятельность, как важный элемент музейной коммуникации Теория Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея: экскурсии, лекции, школьные уроки, групповые и индивидуальные консультации и т. д Практика Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник). Популяризация музея. Тема 6. Экскурсия как основная форма образовательной деятельности Теория Понятие «Экскурсия как основная форма образовательной деятельности». Изучение объектов образовательных экскурсий. Практика Организация и проведение экскурсий: Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «По тропам Рюриковичей»; «По тропам Романовых; «Вспомним». «Президентский центр Б.Н.Ельцина»: история 20-21 вв: от полета в космос до становления Новой России. Свердловский областной краеведческий музей: «Древняя история народов Урала»; « На путях в Сибирь»; «Урал-фронту»; 11 «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1». Тема 7. «Музей в моей жизни …» Теория Каким я представлял музей ? Изменилось ли мое представление о музее ? Практика Музей - источник моих знаний: да или нет. Музей- мой путь к выбору профессии ?! Музей – путь к формированию и самореализации личности ?! Календарный учебный график N Месяц п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Время проведения занятия сентябрь по расписанию сентябрь по расписанию Кол- Тема занятия во часов групповая 1 Музей как форма жизни культуры групповая 1 Основной вид деятельности музея хранение, которое обеспечивает сохранность музейного предмета и музейной коллекции сентябрь по групповая 1 Значение музееведческих расписанию знаний в формировании исторического мышления человека сентябрь по расписанию сентябрь по расписанию сентябрь по расписанию сентябрь по расписанию Форма занятия групповая 1 групповая 1 групповая 1 групповая 1 сентябрь по групповая расписанию 1 Место проведения Форма контроля по расписанию по расписанию устный опрос устный опрос по устный расписанию опрос Первые музеи Древней по Греции расписанию Эпоха Средневековья по расписанию Эпоха Возрождения по (кунсткамеры) расписанию Знакомство с известными по зарубежными собраниями расписанию (музеями) с использованием интернет -ресурсов Знакомство с известными по зарубежными собраниями расписанию (музеями) с устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос 12 использованием интернет -ресурсов Знакомство с известными зарубежными собраниями (музеями) с использованием интернет -ресурсов Знакомство с известными зарубежными собраниями (музеями) с использованием интернет -ресурсов Знакомство с известными зарубежными собраниями (музеями) с использованием интернет -ресурсов Знакомство с известными зарубежными собраниями (музеями) с использованием интернет -ресурсов Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры 9. сентябрь по групповая расписанию 1 по устный расписанию опрос 10. сентябрь по групповая расписанию 1 11. сентябрь по групповая расписанию 1 12. сентябрь по групповая расписанию 1 13. октябрь по групповая расписанию 1 14. октябрь по групповая расписанию 1 Основные источников вещественные, письменные типы по устный – расписанию опрос 15. октябрь по групповая расписанию 1 Основные источников вещественные, письменные типы по устный – расписанию опрос 16. октябрь по групповая расписанию 1 17. октябрь по групповая расписанию 1 18. октябрь по групповая расписанию 1 19. октябрь по групповая расписанию 1 Основная задача экспозицииобразовательновоспитательная функция Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты и др.) Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты и др.) Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос 13 20. октябрь 21. октябрь 22. октябрь 23. октябрь 24. октябрь 25. ноябрь 26. ноябрь 27. ноябрь 28. ноябрь 29. ноябрь 30. ноябрь 31. ноябрь 32. ноябрь 33. ноябрь 34. ноябрь 35. ноябрь 36. ноябрь 37. декабрь 38. декабрь 39. декабрь 40. декабрь 41. декабрь 42. декабрь 43. декабрь 44. декабрь по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос 14 45. декабрь 46. декабрь 47. декабрь 48. декабрь 49. январь 50. январь 51. январь 53. январь 54. январь 55. январь 56. по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 январь по групповая расписанию 1 57. январь по групповая расписанию 1 58. январь групповая 1 59. январь групповая 1 Организация экскурсии 60. январь групповая 1 Организация экскурсии 61. январь групповая 1 Организация экскурсии 62. февраль групповая 1 Организация экскурсии 63. февраль групповая 1 Организация экскурсии 64. февраль групповая 1 Организация экскурсии 65. февраль групповая 1 Организация экскурсии 66. февраль групповая 1 Организация экскурсии 67. февраль групповая 1 Организация экскурсии 68. февраль по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию Экскурсия как основная форма образовательной деятельности Экскурсия как основная форма образовательной деятельности Экскурсия как основная форма образовательной деятельности Организация экскурсии групповая 1 Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «По тропам Романовых» по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос 15 69. февраль по групповая расписанию 1 70. февраль по групповая расписанию 1 71. февраль по групповая расписанию 1 72. февраль по групповая расписанию 1 73. февраль по групповая расписанию 1 74. февраль по групповая расписанию 1 75. март по групповая расписанию 1 76. март по групповая расписанию 1 77. март по групповая расписанию 1 78. март по групповая расписанию 1 79. март по групповая расписанию 1 80. март 1 81. март 1 Организация экскурсии 82. март по групповая расписанию по групповая расписанию по групповая расписанию Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «По тропам Романовых» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «По тропам Романовых» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «По тропам Романовых» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «По тропам Романовых» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «По тропам Романовых» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «Вспомним» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «Вспомним» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «Вспомним» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «Вспомним» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «Вспомним» Исторический мультимедийный парк «Россия-моя история»: «Вспомним» Организация экскурсии 1 Организация экскурсии по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по расписанию по расписанию по расписанию устный опрос устный опрос устный опрос 16 83. март по групповая расписанию по групповая расписанию 1 Организация экскурсии 84. март 1 март по групповая расписанию 1 86. март по групповая расписанию 1 87. март по групповая расписанию 1 88. апрель по групповая расписанию 1 89. апрель по групповая расписанию 1 Свердловский областной краеведческий музей: «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1»; «В горнозаводской школе Екатеринбурга» Свердловский областной краеведческий музей: Свердловский областной краеведческий музей: «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1»; «В горнозаводской школе Екатеринбурга» Свердловский областной краеведческий музей: «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1»; «В горнозаводской школе Екатеринбурга» Свердловский областной краеведческий музей: «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1»; «В горнозаводской школе Екатеринбурга» Свердловский областной краеведческий музей: «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1»; «В горнозаводской школе Екатеринбурга» Свердловский областной краеведческий музей: «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1»; «В горнозаводской школе Екатеринбурга» 85. 90. апрель по групповая расписанию 1 Свердловский областной краеведческий музей: «Магия Босфора»; «Романовы»; «Петр 1»; по расписанию по расписанию устный опрос устный опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос по устный расписанию опрос 17 91. апрель по групповая расписанию 1 92. апрель по групповая расписанию 1 93. апрель по групповая расписанию 1 94. апрель по групповая расписанию 1 95. апрель по групповая расписанию 1 96. апрель по групповая расписанию 1 97. май групповая 1 98. май групповая 1 Музейная экскурсия 99. май по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию «В горнозаводской школе Екатеринбурга» Каким я представлял музей ? Изменилось ли мое представление о музее Каким я представлял музей ? Изменилось ли мое представление о музее Музей - источник моих знаний: да или нет. Музей- мой путь к выбору профессии ? Музей - источник моих знаний: да или нет. Музей- мой путь к выбору профессии ? Музей – путь к формированию и самореализации личности ?! Музей – путь к формированию и самореализации личности ?! «Музей в моей жизни …» групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия групповая 1 Музейная экскурсия 100. май 101. май 102. май 103. май 104. май 105. май 106. май 107. май 108. май по расписанию эссе по расписанию эссе по расписанию эссе по расписанию эссе по расписанию эссе по расписанию эссе по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию эссе устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос устный опрос 18 109. май 110. май 111. май по групповая расписанию по групповая расписанию по групповая расписанию 1 Музейная экскурсия 1 Музейная экскурсия 1 Музейная экскурсия по расписанию по расписанию по расписанию устный опрос устный опрос устный опрос Ожидаемые результаты К концу обучения учащиеся должны знать: - Как использовать теоретические знания для организации работы школьного музея; - технику поиска необходимой информации, - документацию музея. - правила безопасности труда при работе в музее. - структуру музея и иметь представления о работе экскурсовода. К концу обучения учащиеся должны уметь: -Уметь составлять и проводить экскурсии для учащихся; -Уметь описывать экспонаты, вести их учет и организовывать их хранение; - Уметь осуществлять простейшую реставрацию поврежденных экземпляров; - Уметь составлять небольшие тематические экспозиции; - Уметь составлять доклады, презентации, экскурсии по различным темам. Формы аттестации/контроля Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы контроля: Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: собеседование, опрос, наблюдение, игра. 19 Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение. Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие методы: практические, индивидуальные и фронтальные, комбинированные (творческий проект), самоконтроль. Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования, творческие задания. К отслеживанию требования: результатов индивидуальный обучения характер; предъявляются систематичность, следующие регулярность проведения на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения; всесторонность (теория, практика); дифференцированный подход. Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий, проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита коллективных и индивидуальных исследовательских работ. Итоговые занятия проводятся в конце учебного года. Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля: опроса, викторин и т.п. Развитие личностных качеств обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий. Методическое обеспечение программы № Тема Форма Методы Дидактический проведения организации материал, занятий УВП техническое 20 оснащение занятий. 1 Музей как научно- образовательный Беседа и Словесный Наглядный Разработка беседы культурный комплекс 2 Музеи мира: история и Беседа современность Поисковый Разработка Словесный беседы Наглядный 3 Музейный предмет как Беседа первоисточник 4 Словесный Наглядный Музейная экспозиция Беседа Словесный Наглядный 5 Культурно- Беседа образовательная Словесный Наглядный Разработка беседы Разработка беседы Разработка беседы деятельность, как важный элемент музейной коммуникации 6 Экскурсия как основная форма Экскурсии образовательной деятельности 7 Разработка Словесный экскурсий Наглядный «Музей в моей жизни …» Поисковый Выступление Круглый стол Словесный Наглядный Разработка вопросов для проведения круглого стола Материально-техническое обеспечение программы 21 - Интернет-ресурсы - Компьютер - Экспозиции музеев Список литературы 1. Д.В. Смирнов «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» // Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2е издание. –М.: Просвещение. 2011 год. 2. Л. Шляхтина. «Основы музейного дела». Издательство «Высшая школа». 2011г. 3. Н. Чуракова «Музей в твоем классе». Издательство «Академкнига» 2015. 4. Т. Мишакина «Москва музейная». Издательство «Ювента», 2016 5. М. Короткова «Изучение современной культуры в музее и школе». Издательство «Прометей» 2013 Сведения о составителе Текнеджян Анжелика Самуеловна Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: высшее, НТГПУ учитель истории, обществоведения Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: высшая. Принята на заседании педагогического совета Протокол № 2 от 20 «октября» 2020 г. 22