Программа ДО Орнитологический кружок, 14-15 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35

Утверждаю
Директор МАОУ гимназия 35
___________Е.А. Никандрова
Приказ № 77/1 от 31.08.2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОРНИТОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК»

Автор-составитель: Сесин Александр Васильевич,
педагог дополнительного образования,
Возраст обучающихся: 14–15 лет
Срок реализации: 1 год

г. Екатеринбург, 2020 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название
программы
Автор
составитель
Вид
Направленность
Форма
реализации
Срок
реализации
Возраст
обучающихся
Категория
детей
Уровень
освоения
программы
Краткая
аннотация

Орнитологический кружок
Сеcин Александр Васильевич
авторская
туристcко-краеведческая
Очная
1 год
14-15 лет
Средняя школа
базовый
Особенностях их морфофункциональной организации,
приспособлений к среде обитания, индивидуального и
исторического развития, многообразия и систематики,
эволюции, об их роли в природе и хозяйственной
деятельности человека. Программа реализуется на базе
учебного заведения состоит из аудиторных занятий и
экскурсионных часов.

1

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п
1.

Содержание
Пояснительная записка

Стр.
4

2.

Учебный план

6

3.

Содержание образовательной программы

19

4.

Календарный учебный график

20

5.

Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты)

29

6.

Методическое обеспечение программы

30

7.

Материально-техническое оснащение программы

31

8..

Список литературы

32

9.

Сведения о составителе

33

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристcко-краеведческая направленности составлена для занятий с
обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии
действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия №
35.
Актуальность.
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные
особенности младшего школьника, предполагающие личную активность
каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и
поведения. За счет создания эмоционально-положительной творческой
атмосферы, организуется диалогическое общение с детьми и с природой. В
соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и
прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора
поступка по отношению к птицам.
Практическая направленность программы осуществляется через
исследовательские, игровые, практические, творческие задания. Средствами
эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые,
дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы,
создание экологических проектов, изготовление поделок из природных
материалов, экскурсии и прогулки в природу.
Отличительная особенность:
В рамках данного программы ребята познакомятся с такими
понятиями как орнитология, фенология, картирование, орнитофауна и др.
Приобретут умения наблюдать за птицами в естественных условиях,
собирать, систематизировать и анализировать полученную информацию, а
также изготавливать и развешивать кормушки, искусственные гнездовья.
Курс имеет экологическую направленность, которая определена
особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Формирование
экологической
культуры
базируется
на
идеях
гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического
сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер.
Новизна:
Новизна программы заключается в стремлении учащихся изучать
проблему углубленно, расширенно, так как в школьных программах
орнитологии отводится малое количество часов, и класс птиц
рассматривается поверхностно. Главный и интересный период жизни птиц и
возможности наблюдения за ними - гнездование, по времени года приходится
на конец весны и лето. Это значит, что значительную часть программы
нужно реализовать на каникулах или в оздоровительном лагере, что по
разным причинам может быть не выполнено. Поэтому новизна программы
состоит также и в том, что на базе уголка живой природы эта работа
3

становится выполнимой, благодаря смещению сроков гнездования на более
ранние. И учащиеся имеют возможность проводить наблюдения за
поведением, размножением не только попугаев и канареек, но и наших
отечественных и городских птиц. Совершенно новым в программе является
знакомство детей, например, с такими понятиями как биоэтика,
предложенная А. Швейцером, которая связана с этикой, философией, правом.
Биоэтика представляет собой правила и нормы, которые равным образом
распространяются, как на взаимоотношения между людьми, так и на
взаимоотношения с миром природы.
Педагогическая целесообразность:
Из этого вытекает педагогическая целесообразность данной
программы. Ребенок учится доброте, милосердию, нравственному
отношению не только к птицам, но и к другим формам жизни. Кроме того, в
этой связи приоритетная задача дополнительного экологического
образования должна пониматься, как создание условий для становления у
подрастающего поколения эмоционально-ценностного отношения к природе,
основанного на принципе коэволюции - совместного, взаимосогласованного,
гармоничного развития общества и природы. Привлечение детей подростков
к проблемам изучения птиц, создает базу для решения экологических
проблем в будущем.
Программа
объединения
дополнительного
образования
«Орнитологический кружок» рассчитана на 148 часов и предполагает
равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных
еженедельных внеурочных занятий со школьниками в виде теоретических
занятий (в аудитории) и практических экспедиций.
Количество часов по программе – занятия групп 1 года обучения
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с учетом каникулярного времени (148
часов в год).
Программа рассчитана на обучающихся 14-15 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая.
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально
активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному достоянию человечества – птицам.
Задачи программы
Образовательные:
 Сформировать у школьников знания основ орнитологии;
 Научить использовать полученные знания о птицах;
Развивающие:
 Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою
точку зрения; не причинять вреда окружающей среде;
Воспитательные:
 Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
4

Курс имеет экологическую направленность, которая определена
особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Формирование
экологической
культуры
базируется
на
идеях
гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического
сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер.
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные
особенности младшего школьника, предполагающие личную активность
каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и
поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая
атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми и с природой. В
соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и
прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора
поступка по отношению к птицам.
Практическая направленность программы осуществляется через
исследовательские, игровые, практические, творческие задания.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые,
деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические
работы, создание экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира птиц;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с
точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Аттестация будет проходить в форме защиты проектов.
Данная программа в отличие от других программ рассчитана на
большой объем практической части с учетом фаунистических особенностях
города Екатеринбурга.

5

Учебный план
№
раз
дела
1
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7
1.8
2
2.1

Тема

Количество часов
Теория Практика Всего

Введение (8 часов)
Орнитология – наука,
1
изучающая птиц.
Методы
орнитологических
исследований.
Правила
использования
бинокля в полевых
условиях.
Инструктаж по т.б.
Наблюдение за
синантропными
птицами:
Домовые воробьи.
Наблюдение за
синантропными
птицами:
Серые вороны.
1 октября –
1
международный день
наблюдений птиц.
Знакомство с
методикой
маршрутных учетов.
Птицы
«Основинского
парка». Инструктаж
по ТБ
Прохождение
маршрута. Учет птиц.
Прохождение
маршрута. Учет птиц.
Союз охраны птиц Росси (4 часа)
Камеральная
1
обработка собранных
данных. Птица года.
По материалам союза

Форма
контроля

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

Беседа

6

охраны птиц России.
2.2 Обыкновенная
горлица – птица 2019
года. Наблюдение
голубей в природе.
2.3 Учет голубей разных
морф на маршруте.
2.4 Прохождение
маршрута. Учет птиц.
3
Почемучкины беседы (16 часов)
3.1 Почему наши
1
ласточки зимуют в
Африке?
3.2 Правила ведения
дневника полевых
наблюдений.
Инструктаж по т.б.
3.3 Наблюдение за
синантропными
птицами:
Домовые воробьи.
3.4 Наблюдение за
синантропными
птицами:
Сорока.
3.5 Куда улетают на лето
1
снегири? Как
отличить зарянку от
малиновки?
3.6 Гнездящиеся
врановые во дворах.
Инструктаж по ТБ
3.7 Отличительные
признаки вороньих
гнезд.
3.8 Обход дворов и
нанесение на карту
гнезд врановых.
3.9 Ворон это «муж»
1
вороны?
3.10 Экскурсия. Врановые
в парке. Инструктаж
по т.б.

1

1

Беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

лист учета

1

7

3.11 Прохождение
1
маршрута по
Основинскому парку
и нанесение на карту
прошлогодних гнезд
врановых.
3.12 Прохождение
1
маршрута по
Основинскому парку
и нанесение на карту
прошлогодних гнезд
врановых.
3.13 Что за маленькая
1
серая птичка поет в
кустах под Вашим
окном?
3.14 Практическое
1
занятие. Типы
полевых
определителей птиц.
Инструктаж по т.б.
3.15 Работа с полевыми
1
определителями на
природе.
(Основинский парк.)
3.16 Определение птиц по
1
полевому
определителю.
4
Орнитологическая лаборатория (12 часов)
4.1 Внешнее строение
1
птиц. Изучение
перьевого покрова
птицы.
4.2 Работа с полевыми
1
определителями на
природе. Инструктаж
по т.б.
4.3 Определение птиц по
1
полевому
определителю.
(Школьный двор и
прилежащие дворы.)
4.4 Определение птиц по
1
полевому

1

лист учета

1

лист учета

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа
8

определителю.
(Школьный двор и
прилежащие дворы.)
4.5 Внутреннее строение
1
птиц. Скелет.
4.6 Экскурсия в
1
Харитоновский парк.
Инструктаж по т.б.
4.7 Экскурсия в
1
Харитоновский парк.
Занятие в Городском
детском
экологическом
центре.
4.8 Экскурсия в
1
Харитоновский парк.
Занятие в Городском
детском
экологическом
центре.
4.9 Внутреннее строение
1
птиц. Внутренние
органы и процессы
жизнедеятельности.
4.10 Экскурсия в
1
Харитоновский парк.
Инструктаж по т.б.
4.11 Птицы
1
Харитоновского
парка.
4.12 Птицы
1
Харитоновского
парка.
5
Экологические группы птиц (52 часа)
5.1 Водоплавающие.
1
Почему утки не
мокнут, а бакланы
сушат перья?
5.2 Зимующие птицы
1
города
Екатеринбурга.
Экскурсия в
Основинский парк.
Инструктаж по т.б.

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

лист учета

9

5.3
5.4
5.5

5.6

5.7

5.8
5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

5.14

Виды кормов для
птиц.
Кормление птиц на
кормушках.
В коллективе или по
одному? Гнездовая
стратегия
водоплавающих птиц.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Полевой
воробей.
Птицы Основинского
парка. Голуби.
Околоводные птицы.
Приспособления к
околоводному образу
жизни. Кулики.
Зимующие птицы
города
Екатеринбурга.
Экскурсия в
Харитоновский парк.
Инструктаж по т.б.
Птицы
Харитоновского
парка. Полевой
воробей. Дрозд
рябинник.
Птицы
Харитоновского
парка. Свиристель.
Снегирь.
Птицы открытых
пространств.
Приспособления к
жизни на открытых
пространствах.
Зимующие птицы
города

1

1

беседа

1

1

беседа

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

беседа

1

1

беседа

1

беседа

1

1

беседа

1

1

1

беседа

1

1

беседа

1

лист учета

1

лист учета

1

1

10

5.15

5.16
5.17
5.18

5.19

5.20
5.21

5.22

5.23

5.24

5.25

5.26

5.27

Екатеринбурга.
Инструктаж по т.б.
Пищевая стратегия
птиц зимой.
Экскурсия в
окрестности школы.
Воробьи.
Пищевая стратегия
птиц зимой. Воробьи.
Птицы леса.
Дуплогнездники.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Снегирь, дрозд
рябинник.
Птицы Основинского
парка. Свиристель.
Птицы леса.
Гнездящиеся на
земле.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Полевой
воробей, свиристель.
Птицы Основинского
парка. Дрозд
рябинник, снегирь.
Птицы леса,
гнездящиеся на
деревьях и
кустарниках.
Зимующие птицы
города
Екатеринбурга.
Инструктаж по т.б.
Птицы

1

1

беседа

1

1

беседа

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

1

11

5.28

5.29

5.30

5.31

5.32

5.33
5.34
5.35

5.36

5.37
5.38

5.39

5.40

Харитоновского
парка. Полевой
воробей, синицы.
Птицы
Харитоновского
парка. Свиристель,
дрозд рябинник.
Птицы открытых
воздушных
пространств.
Экскурсия в
Основинский парк.
Инструктаж по т.б.
Птицы Основинского
парка. Полевой
воробей, синицы.
Птицы Основинского
парка. Свиристель,
дрозд рябинник.
Дневные хищные
птицы.
Экскурсия в зоопарк.
Инструктаж по т.б.
Экскурсия в зоопарк.
Дневные и ночные
хищные птицы.
Экскурсия в зоопарк.
Дневные и ночные
хищные птицы.
Ночные хищные
птицы.
Экскурсия в
зооуголок городского
детского
экологического
центра. Инструктаж
по т.б.
Занятие в детском
городском
экологическом
центре.
Занятие в детском
городском
экологическом

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

1

1

12

5.41

5.42

5.43

5.44
5.45
5.46

5.47

5.48
5.49

5.50

5.51

5.52

6

центре.
Редкие птицы
Свердловской
области.
Евроазиатские
Рождественские
учёты птиц.
Инструктаж по т.б.
Участие в ЕР учетов
птиц. Методика
проведения зимних
орнитологических
наблюдений.
Участие в ЕР учетов
птиц.
Редкие птицы РФ.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Полевой
воробей.
Птицы Основинского
парка. Свиристель.
Зоогеографическое
районирование
Птицы и регион
Западной
Палеарктики.
Зимующие птицы
города
Екатеринбурга.
Инструктаж по т.б.
Птицы
Харитоновского
парка. Полевой
воробей, синицы.
Другие птицы
Харитоновского
парка.
Весна идет (48 часов)

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1
1

беседа
лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

1

13

6.1
6.2

6.3
6.4

6.5
6.6

6.7
6.8
6.9
6.10

6.11
6.12

6.13
6.14

6.15

Весенние явления в
жизни птиц.
Экскурсия в парк.
Инструктаж по т.б.
Весенняя песня
большой синицы.
Взаимодействие птиц
в синичьей стае.
Весенние явления в
жизни птиц.
Экскурсия в
Харитоновский парк.
Международный день
птиц.
Весна идет.
Экскурсия в
Основинский парк.
Инструктаж по т.б.
Строительство гнезд
врановыми.
Весеннее поведение
сорок.
День журавля.
Весна идет.
Экскурсия в
Основинский парк.
Весеннее поведение
дроздов. Инструктаж
по т.б.
Свиристели.
Зяблики – первые
перелетные певчие
птицы.
Синичкин день.
Весна идет.
Экскурсия по
окрестностям школы.
Синицы на
кормушках.
Весна идет.
Экскурсия по
окрестностям школы.
Залетные птицы во

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1
1

беседа
лист учета

1
1

1
1

лист учета
лист учета

1

1
1

беседа
лист учета

1

1

лист учета

1

1

1

1

14

6.16

6.17

6.18

6.19

6.20

6.21

6.22

6.23

6.24

6.25

дворы.
Весна идет.
Экскурсия по
окрестностям школы.
Работа с картой по
гнездящимся
врановым.
Фенология птиц.
Сроки прилета птиц.
Ведение
коллективного
журнала учета птиц.
Весна идет.
Экскурсия по
Основинскому парку.
Песня зяблика.
Инструктаж по т.б.
Весна идет.
Экскурсия по
Основинскому парку.
Песня дрозда
рябинника.
Весна идет.
Экскурсия по
Основинскому парку.
Песня дятла.
Звуковая
коммуникация птиц.
Зяблик. Синицы.
Дятел.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж
по т.б.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Зяблик.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Поползень.
Звуковая
коммуникация птиц.
Дрозды.

1

лист учета

1

беседа

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

1

лист учета

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

аудирование

1

1

1

1

15

6.26 Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж
по т.б.
6.27 Распознавание птиц в
природе по песне.
Дрозды.
6.28 Распознавание птиц в
природе по песне.
Дрозды.
6.30 Звуковая
коммуникация птиц.
Пеночки.
6.31 Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж
по Т.Б.
6.32 Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР).
6.33 Распознавание птиц в
природе по песне.
Различные пеночки.
6.34 Звуковая
коммуникация птиц.
Славки, камышевки.
6.35 Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж
по т.б.
6.36 Распознавание птиц в
природе по песне.
Пеночки.
6.37 Распознавание птиц в
природе по песне.
Садовая камышевка.
Серая славка.
6.38 Звуковая
коммуникация птиц.
Другие птицы.

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

аудирование

1

1

1

16

6.39 Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж
по т.б.
6.40 Распознавание птиц в
природе по песне.
Пеночки.
6.41 Распознавание птиц в
природе по песне.
Гнезда синиц.
6.42 Подготовка к защите
проектов.
6.43 Распознавание птиц в
природе. Разные
птицы. Инструктаж
по т.б.
6.44 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
6.45 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
6.46 Подготовка к защите
проектов.
6.47 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
Инструктаж по т.б.
6.48 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
6.49 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
6.50 Подготовка к защите
проектов.
6.51 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
Инструктаж по т.б.
6.52 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

Защита проекта

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

Защита проекта

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

Защита проекта

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

1

17

6.53 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
6.54 Подведение итогов.
Защита проектов.
6.55 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
6.56 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
6.57 Распознавание птиц в
природе по песне.
Разные птицы.
Итого

1

аудирование

1

Защита проекта

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

аудирование

1

1

148

18

Содержание учебного плана
Введение (8 ч.)
Что такое орнитология? Знакомство детей с целями и задачами
занятий, правилами поведения при проведении практических работ.
Выясняем, что такое орнитология? Орнитология – наука, изучающая жизнь
птиц. повадки, их мечты, влияние на них окружающей среды и их - на нее.
Познакомятся с методами полевых исследований.
Союз охраны птиц России (8 ч.)
Знакомство с деятельностью организации. С ее проектами. С
проектами, в которых дети смогут поучаствовать. Что мы можем сделать для
птиц нашей страны, региона.
Почемучкины беседы (16 ч.)Обучающиеся узнают о том, что наши
ласточки зимуют в Африке;
бывают утки, которые гнездятся в дуплах;
cверчок - это не только запечное насекомое, но и певчая птица;
куда улетают на лето снегири?
как отличить зарянку от малиновки?
что за маленькая серая птичка поет в кустах под Вашим окном?
Орнитологическая лаборатория (12 ч.)
Эволюционное происхождение птицы. Познакомятся с внешним и
внутренним строением птиц. Познакомятся с процессами жизнедеятельности
птиц. С особенностями строения, связанными с полетом. С особенностями
строения, связанными с откладыванием яиц.
Экологические группы птиц (52 ч.)
Обучающиеся познакомятся с понятием «экологическая группа».
Смогут отличать по внешнему виду птиц разных экологических групп.
Учащиеся узнают о том, почему воробей прыгает, а голубь ходит;
почему утки не мокнут, а бакланы мокнут;
как птицы строят гнезда на воде;
почему птицы гнездятся колониями;
и т.д.
Весна идет (60 ч.)
Обучающиеся познакомятся с весенними явлениями в жизни птиц.
Научатся распознавать птиц по внешнему виду и по голосу. Смогут
проводить фенологические наблюдения. Учащиеся узнают и смогут увидеть
редких птицах нашего региона.

19

Календарный учебный график
N
Месяц
п/п

Место
проведения

Форма
контроля

1.

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.

Время
Форма
Кол- Тема занятия
проведения занятия
во
занятия
часов
сентябрь
по
групповая
1
Орнитология – наука,
расписанию
изучающая птиц.
Методы
орнитологических
исследований.
сентябрь по
групповая
1
Правила
расписанию
использования
бинокля в полевых
условиях. Инструктаж
по т.б.
сентябрь по
групповая
1
Наблюдение за
расписанию
синантропными
птицами:
Домовые воробьи.
сентябрь по
групповая
1
Наблюдение за
расписанию
синантропными
птицами:
Серые вороны.
сентябрь по
групповая
1
1 октября –
расписанию
международный день
наблюдений птиц.
сентябрь по
групповая
1
Знакомство с
расписанию
методикой
маршрутных учетов.
Птицы «Основинского
парка». Инструктаж по
ТБ
сентябрь по
групповая
1
Прохождение
расписанию
маршрута. Учет птиц.
сентябрь по
групповая
1
Прохождение
расписанию
маршрута. Учет птиц.
сентябрь по
групповая
1
Камеральная
расписанию
обработка собранных
данных. Птица года.
По материалам союза
охраны птиц России.
сентябрь по
групповая
1
Обыкновенная горлица
расписанию
– птица 2019 года.
Наблюдение голубей в
природе.
сентябрь по
групповая
1
Учет голубей разных
расписанию
морф на маршруте.
сентябрь по
групповая
1
Прохождение
расписанию
маршрута. Учет птиц.
сентябрь по
групповая
1
Почему наши ласточки
расписанию
зимуют в Африке?

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
м
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию

беседа
беседа
беседа
20

14.

сентябрь по
групповая
расписанию

1

15.

сентябрь по
групповая
расписанию

1

16.

сентябрь по
групповая
расписанию

1

17.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

18.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

19.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

20.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

21.

октябрь

1

22.

октябрь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

23.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

24.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

25.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

26.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

27.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

1

Правила ведения
дневника полевых
наблюдений.
Инструктаж по т.б.
Наблюдение за
синантропными
птицами:
Домовые воробьи.
Наблюдение за
синантропными
птицами:
Сорока.
Куда улетают на лето
снегири? Как отличить
зарянку от малиновки?
Гнездящиеся врановые
во дворах. Инструктаж
по ТБ
Отличительные
признаки вороньих
гнезд.
Обход дворов и
нанесение на карту
гнезд врановых.
Ворон это «муж»
вороны?
Экскурсия. Врановые в
парке. Инструктаж по
т.б.
Прохождение
маршрута по
Основинскому парку и
нанесение на карту
прошлогодних гнезд
врановых.
Прохождение
маршрута по
Основинскому парку и
нанесение на карту
прошлогодних гнезд
врановых.
Что за маленькая серая
птичка поет в кустах
под Вашим окном?
Практическое занятие.
Типы полевых
определителей птиц.
Инструктаж по т.б.
Работа с полевыми
определителями на
природе.

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию
по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
21

28.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

29.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

30.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

31.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

32.

октябрь

по
групповая
расписанию

1

33.

ноябрь

1

34.

ноябрь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

35.

ноябрь

по
групповая
расписанию

1

36.

ноябрь

по
групповая
расписанию

1

37.

ноябрь

по
групповая
расписанию

1

38.

ноябрь

по
групповая
расписанию

1

39.

ноябрь

1

40.

ноябрь

41.

ноябрь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

1
1

(Основинский парк.)
Определение птиц по
полевому
определителю.
Внешнее строение
птиц. Изучение
перьевого покрова
птицы.
Работа с полевыми
определителями на
природе. Инструктаж
по т.б.
Определение птиц по
полевому
определителю.
(Школьный двор и
прилежащие дворы.)
Определение птиц по
полевому
определителю.
(Школьный двор и
прилежащие дворы.)
Внутреннее строение
птиц. Скелет.
Экскурсия в
Харитоновский парк.
Инструктаж по т.б.
Экскурсия в
Харитоновский парк.
Занятие в Городском
детском
экологическом центре.
Экскурсия в
Харитоновский парк.
Занятие в Городском
детском
экологическом центре.
Внутреннее строение
птиц. Внутренние
органы и процессы
жизнедеятельности.
Экскурсия в
Харитоновский парк.
Инструктаж по т.б.
Птицы
Харитоновского парка.
Птицы
Харитоновского парка.
Водоплавающие.
Почему утки не
мокнут, а бакланы

по
расписанию

викторина

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию
по
презентация
расписанию
22

42.

ноябрь

по
групповая
расписанию

1

43.

ноябрь

1

44.

ноябрь

45.

ноябрь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

46.

ноябрь

по
групповая
расписанию

1

47.

ноябрь

по
групповая
расписанию

1

48.

ноябрь

1

49.

декабрь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

50.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

51.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

53.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

54.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

55.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

56.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

1
1

1

сушат перья?
Зимующие птицы
по
города Екатеринбурга. расписанию
Экскурсия в
Основинский парк.
Инструктаж по т.б.
Виды кормов для птиц. по
расписанию
Кормление птиц на
по
кормушках.
расписанию
В коллективе или по
по
одному? Гнездовая
расписанию
стратегия
водоплавающих птиц.
Экскурсия в
по
Основинский парк.
расписанию
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
по
парка. Полевой
расписанию
воробей.
Птицы Основинского
по
парка. Голуби.
расписанию
Околоводные птицы.
по
Приспособления к
расписанию
околоводному образу
жизни. Кулики.
Зимующие птицы
по
города Екатеринбурга. расписанию
Экскурсия в
Харитоновский парк.
Инструктаж по т.б.
Птицы
по
Харитоновского парка. расписанию
Полевой воробей.
Дрозд рябинник.
Птицы
по
Харитоновского парка. расписанию
Свиристель. Снегирь.
Птицы открытых
по
пространств.
расписанию
Приспособления к
жизни на открытых
пространствах.
Зимующие птицы
по
города Екатеринбурга. расписанию
Инструктаж по т.б.
Пищевая стратегия
по
птиц зимой. Экскурсия расписанию
в окрестности школы.

Выполнение
заданий

беседа
беседа
викторина

Выполнение
заданий

беседа
викторина
беседа

беседа

беседа

Выполнение
заданий
Выполнение
заданий

беседа
беседа

23

57.

декабрь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

58.

декабрь

59.

декабрь

60.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

61.

декабрь

1

62.

декабрь

63.

декабрь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

64.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

65.

декабрь

по
групповая
расписанию

1

66.

январь

по
групповая
расписанию

1

67.

январь

по
групповая
расписанию

1

68.

январь

по
групповая
расписанию

1

69.

январь

по
групповая
расписанию

1

70.

январь

по
групповая
расписанию

1

71.

январь

по
групповая
расписанию

1

72.

январь

по
групповая
расписанию

1

1
1

1
1

Воробьи.
Пищевая стратегия
птиц зимой. Воробьи.
Птицы леса.
Дуплогнездники.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Снегирь, дрозд
рябинник.
Птицы Основинского
парка. Свиристель.
Птицы леса.
Гнездящиеся на земле.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Полевой
воробей, свиристель.
Птицы Основинского
парка. Дрозд
рябинник, снегирь.
Птицы леса,
гнездящиеся на
деревьях и
кустарниках.
Зимующие птицы
города Екатеринбурга.
Инструктаж по т.б.
Птицы
Харитоновского парка.
Полевой воробей,
синицы.
Птицы
Харитоновского парка.
Свиристель, дрозд
рябинник.
Птицы открытых
воздушных
пространств.
Зимующие птицы
города Екатеринбурга.
Инструктаж по т.б.
Пищевая стратегия
птиц зимой. Экскурсия

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию

по
расписанию

беседа

по
беседа
расписанию
по
викторина
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
презентация
расписанию
по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа
24

73.

январь

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

74.

январь

75.

январь

76.

январь

по
групповая
расписанию

1

77.

январь

1

78.

февраль

79.

февраль

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

80.

февраль

по
групповая
расписанию

1

81.

февраль

по
групповая
расписанию

1

82.

февраль

по
групповая
расписанию

1

83.

февраль

по
групповая
расписанию

1

84.

февраль

по
групповая
расписанию

1

85.

февраль

по
групповая
расписанию

1

86.

февраль

по
групповая
расписанию

1

87.

февраль

по
групповая
расписанию

1

88.

февраль

по

1

групповая

1
1

1
1

в окрестности школы.
Воробьи.
Пищевая стратегия
птиц зимой. Воробьи.
Птицы леса.
Дуплогнездники.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Снегирь, дрозд
рябинник.
Птицы Основинского
парка. Свиристель.
Птицы леса.
Гнездящиеся на земле.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Полевой
воробей, свиристель.
Птицы Основинского
парка. Дрозд
рябинник, снегирь.
Птицы леса,
гнездящиеся на
деревьях и
кустарниках.
Зимующие птицы
города Екатеринбурга.
Инструктаж по т.б.
Птицы
Харитоновского парка.
Полевой воробей,
синицы.
Птицы
Харитоновского парка.
Свиристель, дрозд
рябинник.
Птицы открытых
воздушных
пространств.
Экскурсия в
Основинский парк.
Инструктаж по т.б.
Птицы Основинского

по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию

беседа

по

беседа
25

расписанию
89.

февраль

по
групповая
расписанию

1

90.

февраль

1

91.

февраль

92.

февраль

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

93.

февраль

по
групповая
расписанию

1

94.

март

1

95.

март

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

96.

март

по
групповая
расписанию

1

97.

март

по
групповая
расписанию

1

98.

март

1

99.

март

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

100. март

по
групповая
расписанию

1

101. март

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

104. март

по
групповая
расписанию

1

105. март

по

1

102. март
103. март

групповая

1
1

1

1

1
1

парка. Полевой
воробей, синицы.
Птицы Основинского
парка. Свиристель,
дрозд рябинник.
Дневные хищные
птицы.
Экскурсия в зоопарк.
Инструктаж по т.б.
Экскурсия в зоопарк.
Дневные и ночные
хищные птицы.
Экскурсия в зоопарк.
Дневные и ночные
хищные птицы.
Ночные хищные
птицы.
Экскурсия в зооуголок
городского детского
экологического центра.
Инструктаж по т.б.
Занятие в детском
городском
экологическом центре.
Занятие в детском
городском
экологическом центре.
Редкие птицы
Свердловской области.
Евроазиатские
Рождественские учёты
птиц. Инструктаж по
т.б.
Участие в ЕР учетов
птиц. Методика
проведения зимних
орнитологических
наблюдений.
Участие в ЕР учетов
птиц.
Редкие птицы РФ.
Экскурсия в
Основинский парк.
Птицы Основинского
парка. Инструктаж по
т.б.
Птицы Основинского
парка. Полевой
воробей.
Птицы Основинского

расписанию
по
презентация
расписанию
по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию
по
расписанию

беседа
беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию
по
расписанию

беседа

по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий

по
Выполнение
расписанию
заданий
по

презентация
26

расписанию
по
групповая
расписанию

1

107. март

по
групповая
расписанию

1

108. март

по
групповая
расписанию

1

109. март

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию

групповая

1

групповая

1

групповая

1

групповая

1

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

по
групповая
расписанию
по
групповая
расписанию

1

106. март

110. апрель
111. апрель

112. апрель
113. апрель
114. апрель
115. апрель
116. апрель
117. апрель
118. апрель
119. апрель

120. апрель
121. апрель
122. апрель
123. апрель

1
1

1

1

1

1

парка. Свиристель.
Зоогеографическое
районирование
Птицы и регион
Западной Палеарктики.
Зимующие птицы
города Екатеринбурга.
Инструктаж по т.б.
Птицы
Харитоновского парка.
Полевой воробей,
синицы.
Другие птицы
Харитоновского парка.
Весенние явления в
жизни птиц.
Экскурсия в парк.
Инструктаж по т.б.
Весенняя песня
большой синицы.
Взаимодействие птиц в
синичьей стае.
Весенние явления в
жизни птиц. Экскурсия
в Харитоновский парк.
Международный день
птиц.
Весна идет. Экскурсия
в Основинский парк.
Инструктаж по т.б.
Строительство гнезд
врановыми.
Весеннее поведение
сорок.
День журавля.
Весна идет. Экскурсия
в Основинский парк.
Весеннее поведение
дроздов. Инструктаж
по т.б.
Свиристели.
Зяблики – первые
перелетные певчие
птицы.
Синичкин день.
Весна идет. Экскурсия
по окрестностям
школы. Синицы на

расписанию
по
расписанию
по
расписанию

беседа

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию
по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий

по
расписанию
по
расписанию

беседа
беседа

по
беседа
расписанию
по
Выполнение
расписанию
заданий
27

124. апрель

по
групповая
расписанию

1

125. апрель

по
групповая
расписанию

1

126. май

по
групповая
расписанию

1

127. май

по
групповая
расписанию

1

128. май

по
групповая
расписанию

1

129. май

по
групповая
расписанию

1

130. май

по
групповая
расписанию

1

131. май

по
групповая
расписанию

1

132. май

по
групповая
расписанию

1

133. май

по
групповая
расписанию

1

134. май

по
групповая
расписанию

1

135. май

по
групповая
расписанию

1

136. май

по
групповая
расписанию

1

кормушках.
Весна идет. Экскурсия
по окрестностям
школы. Залетные
птицы во дворы.
Весна идет. Экскурсия
по окрестностям
школы. Работа с
картой по гнездящимся
врановым.
Фенология птиц.
Сроки прилета птиц.
Ведение
коллективного
журнала учета птиц.
Весна идет. Экскурсия
по Основинскому
парку. Песня зяблика.
Инструктаж по т.б.
Весна идет. Экскурсия
по Основинскому
парку. Песня дрозда
рябинника.
Весна идет. Экскурсия
по Основинскому
парку. Песня дятла.
Звуковая
коммуникация птиц.
Зяблик. Синицы.
Дятел.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж по
т.б.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Зяблик.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Поползень.
Звуковая
коммуникация птиц.
Дрозды.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж по
т.б.
Распознавание птиц в
природе по песне.

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
Выполнение
расписанию
заданий
по
расписанию

беседа

по
расписанию

викторина

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа
28

137. май

по
групповая
расписанию

1

138. май

по
групповая
расписанию

1

139. май

по
групповая
расписанию

1

140. май

по
групповая
расписанию

1

141. май

по
групповая
расписанию

1

142.

по
групповая
расписанию

1

143.

по
групповая
расписанию

1

144.

по
групповая
расписанию

1

145.

по
групповая
расписанию

1

146.

по
групповая
расписанию

1

147.

по
групповая
расписанию

1

148.

по
групповая
расписанию

1

Дрозды.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Дрозды.
Звуковая
коммуникация птиц.
Пеночки.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж по
Т.Б.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР).
Распознавание птиц в
природе по песне.
Различные пеночки.
Звуковая
коммуникация птиц.
Славки, камышевки.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж по
т.б.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Пеночки.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Садовая камышевка.
Серая славка.
Звуковая
коммуникация птиц.
Другие птицы.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Весна идет (Проект
СОПР). Инструктаж по
т.б.
Распознавание птиц в
природе по песне.
Пеночки.

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
Выполнение
расписанию
заданя
по
расписанию

викторина

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

викторина

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

по
расписанию

беседа

Ожидаемые результаты.
1. обучающиеся научатся бережно относится ко всему живому;
2. у обучающихся сформируется ответственность за жизнь животных и птиц;
3. обучающийся приобретет навыки по кормлению и уходу за птицами;
29

4. обучающийся расширит дополнительные знания по орнитологии;
5. обучающийся научится поведению в природе с соблюдением необходимых
мер безопасности;
6.обучающийся утвердится в своем выборе - желаний заниматься
орнитологией;
7. обучающийся обогатится понимаем ценности научного поиска, идеями о
необходимости разумного отношения к среде обитания и способах
гармонизации отношений общества и среды;
8. обучающийся освоит на базовом уровне основные этапы научного
творчества - от сбора первичных данных до публикации результатов работы
9. обучающийся овладеет стратегией поиска литературы по заданной теме
10. обучающийся приобретет устойчивые навыки сопутствующих научному
творчеству операций: печати на компьютере, фото и видеосъемки живых
объектов, коллекционировании объектов;
11. обучающийся определится в выборе направления дальнейшего
приложения творческих сил в области будущей профессии.
Формы аттестации/контроля

Отслеживание результатов в объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение
эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки
знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы
контроля:
Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на
начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами:
собеседование, опрос, наблюдение, игра.
Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего
материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный
опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение.
Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы,
раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются
следующие методы: практические, индивидуальные и фронтальные,
комбинированные (творческий проект), самоконтроль.
Промежуточный контроль проводится по результатам каждого
полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования,
творческие задания.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие
требования: индивидуальный характер; систематичность, регулярность
проведения на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм
проведения; всесторонность (теория, практика); дифференцированный
подход.
Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий,
проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита
коллективных и индивидуальных исследовательских работ.
30

Итоговые занятия проводятся в конце учебного года.
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью
текущего контроля: опроса, викторин и т.п. Развитие личностных качеств
обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их
коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных
заданий и других мероприятий.

№
п/п

Методическое обеспечение программы
Раздел
Форма
Методы и Дидактический
проведения
приемы
материал,
занятий
организации
техническое
УВП
оснащение
занятий.

1

Введение

Аудиторная и групповая
внеаудиторная работа,
экскурсии

Справочники
определители
птиц, бинокли,
компьютер,
проектор, доска.

2

Союз охраны птиц
России (8 ч.)

Аудиторная и групповая
внеаудиторная работа,
экскурсии

3

Почемучкины беседы

Аудиторная и групповая
внеаудиторная работа,
экскурсии

4

Орнитологическая
лаборатория

Аудиторная и групповая
внеаудиторная работа,
экскурсии

5

Экологические
группы птиц

Аудиторная и групповая
внеаудиторная работа,
экскурсии

6

Весна идет

Аудиторная и групповая
внеаудиторная работа,
экскурсии

Справочники
определители
птиц, бинокли,
компьютер,
проектор, доска.
Справочники
определители
птиц, бинокли,
компьютер,
проектор, доска.
Справочники
определители
птиц, бинокли,
компьютер,
проектор, доска.
Справочники
определители
птиц, бинокли,
компьютер,
проектор, доска.
Справочники
определители
птиц, бинокли,
31

компьютер,
проектор, доска.
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет, оснащенный компьютером, проектором и экраном.
Список литературы
1. М.В. Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
2. А.К. Лепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство
«Ювента», 2005 г.
3. Е.М. Елизарова. Такие незнакомые и знакомые птицы. В-д, «Панорама»,
2006 г.
4. А.А. Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во
«Дрофа», 2000г.
5. «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А.
Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
6. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической
этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
7. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.:
Просвещение, 2008.
8. Садчикова, О. Г. и др. Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.:
Просвещение, 1988.

Сведения о составителе
Сесин Александр Васильевич
Место работы: МАОУ гимназия №35
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32
Образование: высшее, УрГПУ по специальности биологии, 2006 г.
Должность: педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: первая.
Принята
на заседании педагогического совета
протокол № 1от 29 «августа»

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».