МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НЕМЕЦКИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ» Автор-составитель: Ноздрачева Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования, Возраст обучающихся: 11–13 лет Срок реализации: 1 год г. Екатеринбург, 2020 год Паспорт программы Название программы Немецкий для начинающих Автор составитель Ноздрачева Надежда Николаевна Вид Модифицированная на основе авторской программы О.А.Радченко «Вундеркинды. Немецкий язык» для 5-9 классов, «Просвещение» 2016г. социально-педагогическая Направленность Форма реализации Очная Срок реализации 1 год Возраст Обучающихся 11-13 лет Категория детей Средняя школа Уровень освоения Базовый программы Краткая аннотация Специфика программы - систематизация языковых и социокультурных знаний, полученных в начальной школе на уроках немецкого языка, совершенствование приобретённых ранее речевых навыков и коммуникативных умений, расширение инокультурного опыта обучающихся в области немецкого языка. Особенностями второго этапа являются акцент на личностном развитии обучающегося, стимулировании его социальной активности и познавательной деятельности с привлечением широкого спектра как собственно языковой, так и культурологической информации в сопоставлении с фактами и явлениями родного языка и культуры. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из аудиторных занятий 2 СОДЕРЖАНИЕ №п Содержание /п 1. Пояснительная записка Стр. 4 2. Учебный план 10 3. Содержание образовательной программы 11 4. Календарный учебный график 11 5. Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 13 6. Методическое обеспечение программы 14 7. Материально-техническое оснащение программы 15 8.. Список литературы 16 9. Сведения о составителе 17 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. Программа имеет социально-педагогической направленность, которая определена особой актуальностью лингвистического образования в современных условиях. Актуальность. В современном мире особое значение приобретает гуманитарный опыт личности, который предполагает способность действовать осознанно, эффективно организовывать свое поведение и отношения с другими людьми. Данная программа создана на основе авторской программы О. А. Радченко «Вундеркинды. Немецкий язык» для 5-9 классов, «Просвещение» 2016г. и программы элективного курса «Немецкий с удовольствием», разработанного по учебнику «Das neue Deutschmobil» авторов Зигрид Ксантос и Ютты Доувитсас. Данная программа позволит обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами культуры речи, грамматики немецкого языка, страноведения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о стране изучаемого языка. Работа объединения будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию Объединение комбинированного типа, где обучающиеся занимаются различными видами деятельности: чтение стихотворений, диалоги, викторины. Рабочая программа служит основой для формирования умений общаться на иностранном языке, пробуждению желания и интереса у детей как можно больше слышать, воспринимать и понимать иноязычную речь. Новизна Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы. Преимущество предлагаемой программы заключается в том, что при обучении немецкому языку основное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей – навыков свободного общения и прикладного применения немецкого языка. Педагогическая целесообразность. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни определяют изменения в отборе содержания, требованиях к уровню владения иностранным языком, в методической организации учебного материала и принципах обучения, средствах и методах педагогического процесса. Содержание обучения, 4 ориентированное на речевое развитие, формирование коммуникативной компетентности, включение культурологического компонента, дающего представление о стране изучаемого языка, интеграция основного и дополнительного образования детей позволит повысить уровень образованности личности, её социальную компетентность. Владение иностранным языком помогает в овладении другими предметными областями в сфере гуманитарных и естественных наук. Адресат программы: Программа рассчитана на подростков в возрасте 11-13 лет. Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри» воздействовать на общественное мнение. Объем и срок реализации программы: Занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с учетом каникулярного времени (37 часов в год). Срок реализации программы: 1 год. Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая. Цель программы: развитие личности, владеющей уровнем коммуникативной языковой компетентности, необходимым для общения в ситуациях межличностного взаимодействия. Задачи: способствовать овладению умениями предметно-практической речи, которые необходимы в различных ситуациях общения; приобщить к лингвистическому и культурному наследию страны изучаемого языка и ее вкладу в мировую культуру; ∙ стимулирование интереса обучающихся к изучению языка, углубление их знаний в области иноязычной культуры; ∙ приобщение к культуре иного народа; ∙ личностное развитие ребёнка с учётом мотивации, интереса и способностей путём овладения коммуникативными умениями на иностранном языке; ∙ содействие формированию и развитию общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей детей; 5 ∙ создание условий для нравственного развития личности ребёнка в процессе обучения немецкому языку на основе приоритетного применения игровых, проектных форм, методов и приёмов. Планируемые результаты: Личностные, предметные и метапредметные результаты 1. Важные для данной стадии изучения немецкого языка личностные результаты зафиксированы во ФГОС в следующем формате: — формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур (на примере культур народов немецкоязычных стран), оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в странах немецкоязычного региона, с образцами немецкой, австрийской и швейцарской литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности в области немецкого языка; — формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о немецком языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко-русского языкового и культурного контраста; — достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; — создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки,к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. 2. Новая серия УМК по немецкому языку должна стать основой для достижения обучающимися важных метапредметных результатов в рамках изучения основ иностранного языка и культуры. В частности, такими результатами должны стать: — умение самостоятельно определять цели изучения немецкого языка, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач для достижения наибольшей эффективности в освоении немецкого языка; 6 — умение соотносить свои действия с планируемыми ре- зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и вариативностью требований и задач в процессе изучения немецкого языка и культуры; — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения с использованием учебного портфолио; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности в рамках предмета «Немецкий язык»; — умение определять лингвистические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии между родным и немецким языком, классифицировать языковые категории и единицы, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного и иного характера в процессе изучения немецкого языка; — смысловое чтение с использованием текстов на немецком языке, отражающих актуальные реалии жизни народов немецкоязычных стран; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; — умение осознанно использовать средства немецкого языка в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение немецкой устной и письменной речью, монологической контекстной речью; — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, важных для лингводидактики; — формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике, опираясь на информацию, полученную как из учебника, так и в процессе самостоятельного целенаправленного поиска в информационных средах. 3. Планируемые предметные результаты призваны отразить процесс совершенствования и систематизации ранее приобретённых коммуникативных 7 умений для достижения более высокого уровня владения коммуникативной и межкультурной компетенциями. В частности: В коммуникативной сфере: 1. Речевая компетенция в четырёх видах речевой деятельности: говорении: • в условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по общению и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение,просьбу, используя эмоционально-оценочные суждения; • строить монологические высказывания, рассказывая о себе, своей семье, школе, своих интересах и планах на будущее, сообщая краткие сведения о себе, своём городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка, описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанному/услышанному, давая краткую характеристику персонажей; аудировании: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников; • воспринимать на слух несложные аутентичные аудио- и видеотексты и, опираясь на языковую догадку и контекст, понимать основное содержание (сообщение, рассказ, интервью) и выделять необходимую/нужную/значимую информацию (прагматические аудио- и видеотексты); чтении: • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации); • использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а также справочные материалы; • творчески перерабатывать содержание прочитанного, оценивать его и выражать своё мнение к прочитанному; письме: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности. 2. Языковая компетенция (владение языковыми средствами общения): • применение правил написания слов, усвоенных в основной школе; 8 • адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц; • знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); • понимание и использование явлений многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавание и использование в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка, знание признаков изученных грамматических явлений; • знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков. 3. Социокультурная компетенция: • знания о национально-культурных особенностях различных регионов России и немецкоязычных стран, полученные на уроках немецкого языка, в процессе изучения других предметов, а также в процессе поиска дополнительной информации, в том числе и в Интернете; • знание наиболее употребительной фоновой лексики, реалий немецкоязычных стран, некоторых образцов фольклора; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах; • знакомство с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы; • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран, о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка; • понимание роли владения немецким языком в современном мире. 4. Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования языковой и контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. В познавательной сфере планируемые результаты связаны с развитием у учащихся следующих умений: • сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на разных уровнях: грамматические явления, слова, словосочетания, предложения; • использовать разные стратегии чтения/аудирования в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи; • действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и в процессе порождения собственных высказываний в пределах предметного содержания обучения немецкому языку в основной школе; 9 • осуществлять индивидуальную, групповую, исследовательскую и проектную работу; • пользоваться справочным материалом и словарями, разными источниками информации, в том числе интернет ресурсами; • пользоваться способами и приёмами самостоятельного изучения немецкого языка. В ценностно-ориентационной сфере: • представление о немецком языке как средстве выражения чувств, эмоций; • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения в ситуациях межкультурного общения, установление и поддержание контактов в доступных пределах; • осознание роли и места родного и немецкого языков как средств общения, познания и самореализации в поликультурном и многоязычном мире; • приобщение к ценностям мировой культуры в различных формах реального и виртуального общения. В эстетической сфере: • знание элементарных выражений чувств и эмоций на немецком языке и умение их использовать; • знание некоторых образцов художественного творчества на немецком языке; • осознание (понимание) прекрасного в процессе обсуждения/восприятия современных тенденций в литературе и искусстве. В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом. В физической сфере: • стремление вести здоровый образ жизни. Учебный план № Тема и основное содержание занятия 1. Здоровый образ жизни и здоровое питание Моя семья 2. Кол- теория практика Форма во контроля часов 8 3 5 Диалогическое общение 6 1,5 4,5 Диалогическое общение 3. Мои увлечения. Свободное время 4 0,5 3,5 Диалогическое общение 4. Народные праздники немецкоязычных стран 8 2 6 Диалогическое общение 10 5. Моё любимое животное 7 2,5 4,5 Диалогическое общение 6. Программа молодёжного обмена Итого 4 1 3 Диалогическое общение 37 10,5 25,5 Содержание программы: Здоровый образ жизни и здоровое питание (8 часов) Организация труда, как правильно учить уроки. Знакомство с полезными и вредными продуктами Моя семья (6 часов) Мой семейный альбом. Мои увлечения. Свободное время. (4 часов) Виды увлечений. Как разумно проводить свободное время. Развитие монологической и диалогической речи обучающихся. Народные праздники немецкоязычных стран (8 часов) Знакомство с главными праздниками Германии, Австрии и Швейцарии: рождеством, пасхой, адвентом, днем матери, днем Св. Мартина, карнавалом. Театральные инсценировки этих праздников, их атрибуты, выразительность и яркость поведения. Развитие проектной деятельности. Моё любимое животное (7 часов) Развитие коммуникативной и межкультурной компетенции через знакомство с жизнью животных. Программы молодёжного обмена (4 часа) Развитие межкультурной компетенции, Знакомство с коммуникативной культурой. Развитие проектной деятельности. Календарный учебный график N Месяц п/п 1. Время Форма Колпроведения занятия во занятия часов сентябрь по групповая 1 расписанию Тема занятия Место проведения Форма контроля Здоровый образ жизни по Диалогическое расписанию общение 2. сентябрь по групповая расписанию 1 Школьники экспериментируют по Диалогическое расписанию общение 3. сентябрь по групповая расписанию 1 по Диалогическое расписанию общение 4. сентябрь по групповая расписанию 1 Учимся аргументировать в споре Здоровое питание по Диалогическое расписанию общение 11 5. октябрь по групповая расписанию 1 В кафе по Диалогическое расписанию общение 6. октябрь по групповая расписанию 1 Еда и здоровый образ жизни по Диалогическое расписанию общение 7. октябрь по групповая расписанию 1 Память и учебные технологии по Диалогическое расписанию общение 8. октябрь по групповая расписанию 1 Методы запоминания. по Диалогическое расписанию общение 9. ноябрь по групповая расписанию 1 Мой семейный альбом по Диалогическое расписанию общение 10. ноябрь по групповая расписанию 1 Мои родственники по Диалогическое расписанию общение 11. ноябрь по групповая расписанию 1 Моя квартира. по Диалогическое расписанию общение 12. ноябрь по групповая расписанию 1 Проект «Представляю мою семью» по Диалогическое расписанию общение 13. декабрь по групповая расписанию 1 Презентация по теме. по Диалогическое расписанию общение 14. декабрь по групповая расписанию 1 Зимние праздники по Диалогическое расписанию общение 15. декабрь по групповая расписанию 1 Рождество по Диалогическое расписанию общение 16. декабрь по групповая расписанию 1 Свободное время. по Диалогическое расписанию общение 17. январь по групповая расписанию 1 Мы любим спорт. по Диалогическое расписанию общение 18. январь по групповая расписанию 1 Кто чем увлекается по Диалогическое расписанию общение 19. январь по групповая расписанию 1 Проект «Наши увлечения» по Диалогическое расписанию общение 20. январь по групповая расписанию 1 Карнавал в Германии. по Диалогическое расписанию общение 21. февраль по групповая расписанию 1 Игра в карнавал по Диалогическое расписанию общение 22. февраль по групповая расписанию 1 Сравниваем карнавал с масленицей. по Диалогическое расписанию общение 12 23. февраль по групповая расписанию 1 Любимое животное по Диалогическое расписанию общение 24. февраль по групповая расписанию 1 Животные домашние и дикие по Диалогическое расписанию общение 25. март по групповая расписанию 1 Животные в нашей жизни. по Диалогическое расписанию общение 26. март по групповая расписанию 1 Викторина по Диалогическое расписанию общение 27. март по групповая расписанию 1 Каникулы. по Диалогическое расписанию общение 28. март по групповая расписанию 1 Путешествия. по Диалогическое расписанию общение 29. апрель по групповая расписанию 1 Пасхальные атрибуты по Диалогическое расписанию общение 30. апрель по групповая расписанию 1 Как проводят пасху в Германии по Диалогическое расписанию общение 31. апрель по групповая расписанию 1 Пасха в России по Диалогическое расписанию общение 32. апрель по групповая расписанию 1 Программа молодёжного обмена по Диалогическое расписанию общение 33. май по групповая расписанию 1 Программа молодёжного обмена по Диалогическое расписанию общение 34. май по групповая расписанию 1 Проект «Традиции в по Диалогическое России» расписанию общение 35. май по групповая расписанию 1 Праздники в России по Диалогическое расписанию общение 36. май по групповая расписанию 1 Праздники в России по Диалогическое расписанию общение 37. май по групповая расписанию 1 Совместное проведение праздника по Диалогическое расписанию общение Ожидаемые результаты в конце обучения. При работе с диалогами участники программы приобретут практические навыки коммуникативной языковой компетентности, овладеют умениями предметно-практической речи необходимые для общения в ситуациях межличностного взаимодействия. 13 Формы аттестации/контроля Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы контроля: Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: собеседование, опрос, наблюдение, игра. Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение. Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие методы: практические, индивидуальные и фронтальные, комбинированные (творческий проект), самоконтроль. Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования, творческие задания. Формы предъявления результатов освоения программы. Фестивали, конкурсы, защита творческих работ, открытые занятия. Методическое обеспечение программы № п/п Раздел 1 Здоровый образ жизни и здоровое питание 2 Моя семья Форма проведения занятия Методы и приемы организации УВП Дидактический материал, техническое оснащение занятий. Аудиторная Работа с Нормативные источниками, документы, групповая Компьютер, работа проектор, доска Аудиторная Работа с Нормативные источниками, документы, 14 групповая работа 3 Мои увлечения. Свободное время Аудиторная Работа с источниками, групповая работа Аудиторная Работа с источниками, групповая работа 4 Народные праздники немецкоязычных стран 5 Моё любимое животное Аудиторная Работа с источниками, групповая работа 6 Программа молодёжного обмена Аудиторная Работа с источниками, групповая работа Наглядный и раздаточный материал Компьютер, проектор, доска Нормативные документы, Компьютер, проектор, доска Нормативные документы, Наглядный и раздаточный материал, Компьютер, проектор, доска Нормативные документы, Наглядный и раздаточный материал, Компьютер, проектор, доска Нормативные документы, Компьютер, проектор, доска Материально-техническое обеспечение программы Кабинет, оснащенный компьютером, проектором и экраном. Наглядный и раздаточный материал: (тексты, рисунки, иллюстрации, изобразительный материал). Развитие продуктивной предметнопространственной среды. Экранные (презентации), аудиальные (музыкальные фрагменты, фрагменты литературных произведений и сказок); аудиовизуальные (видеофрагменты мультфильмов и кинофильмов, пр.). Технические средства обучения: Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 15 Список литературы. 1. Основы методики обучения иностранным языкам. /Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М. : Кнорус, 2017 2. 2. Урок иностранного языка в средней школе. /Пассов Е.И, Кузовлева Н.Е. – Ростов н/ Д: Феникс; М. : Глосса-Пресс, 2010. - 640 с. 3. Themen aktuel 1, 2. Kursbuch und Arbeitsheft von Hartmut Aufderstraße Heiko Bock Mecht hild Gerdes Jutta Müller und Helmut Müller. Max Hueber Verlag, 2003 Cведения о составителе Ноздрачева Надежда Николаевна Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: высшее, Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1от 29 «августа» 16