МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 35
______________Е. А. Никандрова
приказ №______от 30 «августа» 2021 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2026 гг.
г. Екатеринбург,
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МАОУ гимназия № 35 на 2021-2025 уч. г. разработана на основе
примерной программы («Примерная программа воспитания», Москва, 2020) и направлена
на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Её основная функция –
направление, организация и контроль деятельности педагогов гимназии по реализации воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности.
В центре данной программы в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Процесс воспитания в МАОУ гимназия № 35 основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в гимназии
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в МАОУ гимназия № 35 являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и других совместных дел педагогов
и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в гимназии создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
- педагоги гимназии ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в МАОУ гимназия № 35 является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый
в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общей целью воспитания в МАОУ гимназия № 35 является личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов гимназии не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
МАОУ гимназия № 35 педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться
к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом в МАОУ гимназия № 35 является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно
оберегать; - к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как к безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели,
его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт,
опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с
ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее
выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его
людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10)
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
11)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МАОУ гимназия № 35 интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач МАОУ гимназия № 35 представлена
в виде инвариативных и вариативных модулей. Каждый из них ориентирован на решение одной из поставленных МАОУ гимназия № 35 задач воспитания и соответствует
одному из направлений осуществления воспитательной работы гимназии.
Инвариативные модули:
- Классное руководство
- Школьный урок
- Курсы внеурочной деятельности
- Работа с родителями
- Самоуправление
- Профориентация.
Вариативные модули
- Ключевые общешкольные дела
- Детские общественные объединения
- Школьные медиа
- Экскурсии, экспедиции, походы
- Организация предметно-эстетической среды.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела в МАОУ гимназия № 35 – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это
комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в гимназии. Введение ключевых
дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в МАОУ гимназия № 35 используются следующие формы работы.
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности
Вне образовательной организации:
Ежегодные совместно разрабатываемые и реа- Социально - значимые проекты
лизуемые
обучающимися
и
педагогическими работниками комплексы дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;
Организуемые и проводимые совместно с семьями обучающихся виды спортивной и творческой деятельности, которые открываютвозможности для творческой самореализации
обучающихся и включают их в деятельную
заботу об окружающих;
Спортивные состязания, праздники, фестивали,
представления, Дни здоровья, Дни сдачи норм
ГТО
Круглые столы, проект «100 вопросов взросОткрытые дискуссионные площадки –на
которые приглашаются представители дея- лому»
тели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
Посвященные значимым отечественным имеж- Всероссийские акции
дународным событиям.
На уровне образовательной организации:
Ежегодно проводимые творческие(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.)
дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все
классы
начальной школы;
Связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования,символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов
в школе и развивающие
школьную идентичность обучающихся;
Активное участие обучающихся и педагогических работников в жизни школы, защита чести
школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие школы
На уровне классов:
Делегирование представителей классов в
Совет обучающихся, ответственных заподготовку общешкольных ключевых дел;
Реализация общешкольных ключевых дел;
Итоговый анализ общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов.
На уровне обучающихся:
Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности) в качестве
ответственного участника в роли: постановщиков, исполнителей, ведущих,декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);
Общешкольные праздники, школьный проект
Торжественные ритуалы (День Знаний,
Посвящение в гимназисты, Последний звонок)
«Фестиваль достижений» - церемонии
награждения (по итогам года), прием отличников у директора
Выборные собрания учащихся
Участие школьных классов
Отчетный час для обучающихся, педагогов и
родителей
Распределение и поручение ролей учащимся
класса
Освоение навыков подготовки, проведения и
анализа ключевых дел;
Наблюдение за поведением обучающегося, за
его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими обучающимися, с педагогическими
работниками и другими взрослыми;
Коррекция поведения обучающегося (принеобходимости) через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент
общей работы.
Индивидуальная помощь обучающемуся (при
необходимости)
Организованные
ситуации
подготовки,
проведения и анализа ключевых дел
Частные беседы с обучающимся; Включение в
совместную работу с другими обучающимися,
которые могли бы стать хорошим примером
для обучающегося
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем
самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников,
с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы.
Методическая работа классных руководителей.
Методические рекомендации портфолио классного руководителя;
Работа клуба перспективного педагога
Выпуск «Методических рекомендаций «В помощь классному руководителю»
Проведение открытых внеклассных мероприятий.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности в МАОУ гимназия № 35
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе,
на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами МАОУ гимназия № 35 воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в МАОУ гимназия № 35 помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Реализуется деятельность ученического самоуправления на следующих уровнях:
На уровне гимназии:
• через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
• через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
• через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в гимназии – службы медиации.
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы;
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.;
• лидерские сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе
гимназии. В ходе сборов формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;
• рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского
объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть
как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянной деятельностью школьников.
3.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогут школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности
Организация классными руководителями и родителями обучающихся совместных видовколлективной познавательной и спортивно – оздоровительной деятельности.
Формы деятельности
- Регулярные пешие прогулки, экскурсии или
походы выходного дня по городу, в городской
музей, на выставки детского творчества, на
предприятие, на природу;
- Интерактивные занятия, сюжетно - ролевые
игры с распределением среди обучающихся
ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»; Школьная утренняя зарядка; Час здоровья
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консуль-
тирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных мероприятий;
школьная Интернет-группа - сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее
Интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями (законными представителями)
могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда гимназии, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует форми-
рованию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности
Формирование наглядными средствами положительных установок обучающихся на
учебные и внеучебные занятия
Формы деятельности
Оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов и т.п.) и их периодическая переориентация -
Размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций для расширения
представлений о разнообразии эстетического осмысления мира
Оборудование спортивных, оздоровительно-рекреационных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
обучающихся
Формирование познавательного интереса
к чтению через доступные формы общего
пользования книгами
Проявление фантазии и творческих способностей, создающих повод для длительного
общения классного руководителя
со своими обучающимися;
Оформление пространства проведенияконкретных школьных событий
Выставки творческих работ обучающихся;
картин определенного художественного
стиля фотоотчетов об интересных школьных событиях
Зоны активного и тихого отдыха в свободном пространстве гимназии (мягкий уголок, стена для записей)
Совместная с обучающимися разработка,
создание и популяризация особой школьной символики, используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
Стеллажи свободного книгообмена ввестибюле школы
Совместное благоустройство классных кабинетов силами педагогов, учащихся и их
родителей
Событийный дизайн праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
проектов, выставок, собраний, конференций
и т.п.
Символика класса и гимназии: знамя гимназии (класса), гимн гимназии (класса), эмблема школы (класса), логотип, элементы
школьного костюма и т. п.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МАОУ гимназия № 35 осуществляется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет гимназии, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
• семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
• родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся
мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса
в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации
и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МАОУ гимназия № 35 воспитательной работы осуществляется по выбранным самим ОУ направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МАОУ гимназия № 35, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками
и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в гимназии воспитательного процесса могут быть следующие.
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№
п/
п
Направление
Критерии
Способ
получения
информации
Ответственные
Оценочный
инструментарий
1.
Результаты
воспитания,
социализации и саморазвития
обучающихся
2.
Состояние
совместной
деятельности
обучающихся и
взрослых
Динамика
личностного развития
обучающихсякаждого
класса
Наличие интересной, событийно
насыщенной
и личностно
развивающей
совместной
деятельности
обучающихся
и взрослых
Педагогическое
наблюдение (в
протокол МО наличие
проблем)
Беседы с
обучающимися и
их родителями,
педагогическими
работниками,
лидерами класса
и школы.
Классные
руководители,
заместитель
директора
Заместитель директора Классные
руководители, Активные родители
Методика Н.П.
Капустина
Анкеты (опросы)
для учащихся и
родителей по
итогам
проведения
воспитательных
мероприятий
4.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
4.2 Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями
(законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе образовательной организации отрядов ЮИД и ДЮП;
- качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы образовательной организации;
- качеством работы медиа образовательной организации;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ
ДЛЯ НОО
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ключевые общешкольные дела
Дела
Классы
Праздничная линейка «День
знаний».
Месячник безопасности
(профилактика ДДТТ, пожарной
безопасности, экстремизма,
терроризма, беседы, классные
часы
по ПДД, ПБ).
Конкурс рисунков, посвященный месячнику безопасности
«Безопасность на дорогах».
Акция «Международный день
распространения грамотности».
Международный день музыки.
Выпуск стенгазет, музыкальные
перемены.
Международный день пожилых
людей. Встреча с интересными
людьми.
Запись видеопоздравительной
открытки ко Дню учителя:
«С любовью к Вам, Учителя!»
Посвящение в первоклассники
1-4
Ориентировочное
время
проведения
1 сентября
1-4
сентябрь
1-4
8 сентября
1-4
1 октября
1-4
1 октября
1-4
5 октября
Классные руководители
1
октябрь
1
25 октября
Классные руководители
Волкова Г.В.
1-4
11 ноября
Классные руководители, библиотекарь Волкова Г.В.
1-4
16 ноября
1-4
28 ноября
Классные руководители
Классные руководители, учитель музыки
1-4
конец ноября
Международный день школьных библиотек. Экскурсия в
библиотеку.
120 лет со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина
(1901–1965), русского детского
писателя, художника - иллюстратора. Конкурс чтецов.
Международный день толерантности. Классный час.
Праздник, посвященный Дню
Матери. Фото - выставка
«Моя мама лучшая на свете».
Письмо маме.
Выставка творческих работ
«Осенняя фантазия».
Ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители, учитель музыки
Классные руководители
Классные руководители
Акция «Каждой пичужке сделаем кормушку». Конкурс на
лучшую кормушку.
День Героев Отечества
(9 декабря). Классные часы.
Новогодний праздник. К нам
стучится Дед Мороз:
«Здравствуй, новый 2022 год!»
День детских изобретений. Выставка творческих работ.
Международный день родного
языка (21 февраля).
Конкурс инсценированной военно-патриотической песни, в
честь Дня Защитника Отечества
«Служу России».
Военно-спортивная игра «Зарница».
Масленичная неделя.
1
начало декабря
Классные руководители
1-4
9 декабря
1-4
конец декабря
1-4
17 января
1-4
февраль
1-4
февраль
Классные руководители
Классные руководители, учитель музыки
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители, учитель музыки
1-4
февраль
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители, учитель музыки
Классные руководители, библиотекарь
1-4
28 февраля-6 марта
Международный женский день
8 марта. Праздничный концерт.
1-4
март
140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя(1882-1969). Инсценировка произведений.
Международный день птиц.
Викторина.
День космонавтики.
Гагаринский урок «Космос это мы».
День Победы советского народа
в Великой Отечественной
войне.
Конкурс инсценированной
песни.
Видеоконкурс «Мы о войне
стихами говорим».
Прощание с начальной школой.
Праздник.
1-4
31 марта
1-4
1 апреля
1-4
апрель
1-4
май
Классные руководители, учитель музыки
4
конец мая
Акция «Внимание дети!»
Единый день детской дорожной
безопасности.
Организация участия школьников в олимпиадах, в том числе в
интернет-олимпиадах по различным направлениям науки и
техники, использование сетевых интернет- ресурсов для самореализации учащихся.
Музей проживания
1-4
май
Классные руководители, учитель музыки
Классные руководители
1-4
в течение
учебного года
1-4
май
Курсы внеурочной деятельности
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Учителя начальной школы
Количество
часов
Ответственные
в неделю
Данное направление реализуется в соответствии с учебными планами внеурочной деятельности
Название курса
Классы
Самоуправление
Дела, события, мероприятия
Выборы лидеров, активов
классов, распределение
обязанностей.
Работа в соответствии с
Обязанностями.
Отчет перед классом о
проведенной работе.
1-4
Ориентировочное
время
проведения
сентябрь
1-4
в течении года
1-4
май
Классы
Ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Профориентация
Дела, события, мероприятия
Классы
Организация
тематических
классных часов.
Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей».
Оформление информационных
листов о профессиях родителей.
Викторины, игры, конкурсы
«В мире профессий».
Организация и проведение экскурсий на различные предприятия (очных и заочных).
День технического профиля
1-4
Ориентировочное
время
проведения
в течение года
1-4
в течение года
1-4
в течение года
1-4
в течение года
1-4
в течение года
1-4
Январь
День гуманитарного профиля
1-4
Февраль
День
естесственно-научного
профиля
День лингвистического профиля
1-4
Март
1-4
апрель
Ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Руководители
МО
Руководители
МО
Руководители
МО
Руководители
МО
Школьные медиа
Дела, события, мероприятия
Выпуск стенгазет в классах.
Классы
1-4
Ориентировочное
время
Ответственные
проведения
в течение учебного Классные рукогода
водители
Выпуск тематических стенгазет, посвященных знаменательным датам и значимым событиям школы.
Видео-, фотосъемка классных
мероприятий.
Размещение на школьном
сайте, в социальных сетях информации о проведении
мероприятий.
Праздничный эфир ко Дню Музыки
1-4
в течение учебного Классные рукогода
водители
1-4
в течение учебного
года
в течение учебного
года
1-4
1-4
Декабрь
Классные руководители
Классные руководители
Учитель музыки
Детские общественные объединения
Акция по сбору макулатуры.
1-4
Ориентировочное
время
проведения
в течение года
Благотворительные акции.
1-4
в течение года
Проведение «Месячник пожарной безопасности».
1-4
Сентябрь
Участие во Всероссийской профилактической акции «Внимание-дети!»
1-4
Дела, события, мероприятия
Классы
сентябрь
1-4
Викторина «Правила обращения с огнем».
Викторина «Изучаем ПДД»
апрель
1-4
октябрь
Ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Руководитель
ДЮП,
классный руководитель
Зам. директора
по ВР;
Руководитель
ЮИД
отряд ЮИД;
кл. руководитель
Руководитель
ДЮП,
классный руководитель
Отряд ЮИД
Экскурсии, экспедиции, походы
Дела, события, мероприятия
Классы
Пешие прогулки или походы
выходного дня.
1-4
Организация экскурсий и классных часов краеведческой тематики.
Посещение музеев, театров,
цирка.
1-4
Экскурсии по городу и Свердловской области.
1-4
1-4
Ориентировочное
время
проведения
в соответствии с
планом классных
руководителей
в соответствии с
планом классных
руководителей
в соответствии с
планом классных
руководителей
в соответствии с
планом классных
руководителей
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Автобусный тур «Подвиг в
камне и бронзе».
1-4
Апрель-май
Классные руководители
Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Классы
Выставки рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным
датам.
Оформление классных уголков.
1-4
Ориентировочное
время
проведения
в течение года
1-4
в течение года
Тематические конкурсы.
1-4
в течение года
Обновление школьных и классных тематических стендов.
Видеорепортаж на youtube-канале гимназии о празднике первого звонка
Акция «Цветы Победы»
1-4
в течение года
1-4
Сентябрь
1-4
май
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Педагог - организатор
Учителя начальной школы
Работа с родителями
Дела, события, мероприятия
Классы
Участие родителей в
проведении общешкольных,
классных мероприятий.
Общешкольные
родительские собрания.
Классные родительские
собрания.
Информирование и
взаимодействие с родителями
посредством электронного
журнала и школьного сайта.
Индивидуальные консультации.
1-4
Ориентировочное
время
проведения
в течение года
1-4
по плану
1-4
по плану
1-4
по плану
Проведение «Дня открытых
дверей» для родителей с возможностью посещения учебных
и внеклассных занятий.
Совместные с детьми походы,
экскурсии.
Совет профилактики с
неблагополучными семьями по
вопросам воспитания и обучения детей.
1-4
1-4
1-4
1-4
Ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
по плану классных
руководителей
по плану классных
руководителей
Классные
руководители
Классные
руководители
по плану классных
руководителей
по плану классных
руководителей
Классные
руководители
Классные
руководители
Масленица. Конкурс разгуляйных застолий
Классные часы «Семейные традиции»
1-4
март
1-4
май
Педагог-организатор
Классные руководители
Классное руководство
(согласно индивидуальным по планам работы
классных руководителей)
Школьный урок
(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ
ДЛЯ ООО И СОО
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ключевые общешкольные дела
Дела
Классы
Мероприятия, посвященные памятным и юбилейным датам
Праздник первого звонка «Здравствуй, гимназия!»
День учителя
5-11
Ориентировочное
время
проведения
В течение года
5-11
Сентябрь
5-11
Октябрь
Месячник пожилого человека
«День добра и уважения»
Неделя любви к маме
5-11
Октябрь
5-11
Ноябрь
Новогодний марафон
5-11
Декабрь
Месячник Защитника Отечества
5-11
Январь-февраль
Неделя космонавтики
5-11
Апрель
Декада патриотического воспитания, посвященная «Дню Победы».
«Футбольные уроки. Соревнования по футболу»
«Футбольные уроки. Лучший форвард»
5-11
май
8-11
Май
5-6
май
Ответственные
Педагог-организатор
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Учителя физической
культуры
Учителя физической
культуры
Курсы внеурочной деятельности
Количество
часов
в неделю
Данное направление реализуется в соответствии
с учебными планами внеурочной деятельности
Название курса
Классы
Ответственные
Самоуправление
Дела, события, мероприятия
Классы
Выбор актива совета старшеклассников. Неделя туризма
Посвящение в первоклассники.
Неделя ПДД.
5-11
5-11
Ориентировочное
время
проведения
Первая неделя
сентября
Вторая неделя
сентября
Ответственные
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Неделя заботы о пожилых людях.
5-11
День пожилого человека, День
учителя/День самоуправления.
День естественнонаучного профиля. Неделя естественных наук.
Посвящение в старшеклассники,
Неделя мультипликации
Сбор макулатуры, Неделя экологии
Турнир по игре «Рюхи»
5-11
Литературная гостиная
5-11
День матери, Неделя семьи
5-11
Неделя волонтёрства
5-11
Новогоднее оформление школы
5-11
Новогодняя программа для
начальной школы
Новогодние мероприятия для
старшей школы
Тренинг на сплочение.
5-11
День технического профиля
5-11
День полного освобождения города Ленинграда от блокады
Международный день памяти
жертв Холокоста
День гуманитарного профиля
5-11
14 февраля
5-11
23 февраля, Масленичная неделя
5-11
8 марта
5-11
Неделя музыки, Музыкальный
«Пентагон»
День лингвистического профиля,
Театральная неделя
День здоровья, Неделя ЗОЖ
5-11
День космонавтики, Неделя космонавтики
Неделя добра, Фестиваль достижений
Сбор макулатуры, Танцевальная
неделя, День танца
День Победы
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
5-11
Третья неделя
сентября
Первая неделя
октября
Вторая неделя
октября
Третья неделя октября
Четвертая неделя
октября
Вторая неделя
ноября
Третья неделя ноября
Четвертая неделя
ноября
Первая неделя
декабря
Вторая неделя
декабря
Третья неделя декабря
Четвертая неделя
декабря
Третья неделя января
Третья неделя января
Четвертая неделя
января
Педагог-организатор
Первая неделя
февраля
Вторая неделя
февраля
Третья неделя
февраля
Первая неделя
марта
Вторая неделя
марта
Третья неделя
марта
Первая неделя
апреля
Вторая неделя
апреля
Третья неделя
апреля
Четвертая неделя
апреля
Первая неделя
мая
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Ночь музеев,
Неделя музеев
Помощь в организации последних
звонков
5-11
5-11
Третья неделя
мая
Четвертая неделя
мая
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Профориентация
9-11
Ориентировочное
время
проведения
В течение года
Куратор проекта
7-11
7-11
5-11
5-11
5-11
В течение года
Ноябрь
Январь
Февраль
Март
Классные руководители
Педагог-организатор
Руководители МО
Руководители МО
Руководители МО
5-11
8-10
апрель
апрель
Руководители МО
Куратор проекта
Дела, события, мероприятия
Классы
Участие в мероприятиях проекта
«Профи-дебют. Масштаб: город.»
«100 вопросов взрослому»
Неделя предпринимательства
День технического профиля
День гуманитарного профиля
День естесственно-научного профиля
День лингвистического профиля
Общегимназический проект «День
тени»
Ответственные
Школьные медиа
5-11
Ориентировочное
время
проведения
Сентябрь
Педагог - организатор
7-11
Октябрь
Куратор проекта
5-11
По отдельному
графику
Педагог - организатор
7-11
Педагог - организатор
5-11
По отдельному
графику
Декабрь
7-11
Февраль
Куратор проекта
7-11
Апрель
Куратор проекта
5-11
Май
Педагог - организатор
7-11
Май
Куратор проекта
Дела, события, мероприятия
Классы
Видеорепортаж на youtube-канале
гимназии о празднике первого
звонка
Радиоэфир «Учителю посвящается….
Видеорепортаж на youtube-канале
гимназии посвященные памятным
датам и юбилейным событиям.
Участие в образовательном проекте медиа-школа
Праздничный эфир ко Дню Музыки
Радиоэфир, посвященный Декаде
Героев Отечества
Радиоэфир – дню Космонавтики
посвящается; радиоэфир день здоровья;
Разработка видеоцикла «Вехи
войны».
Радиоэфир «Музыка Победы»
Ответственные
Учитель музыки
Детские общественные объединения
Дела, события, мероприятия
План работы ДЮП
Классы
Ориентировочное
время
проведения
Ответственные
Выборы штаба ДЮП, распределение обязанностей. План работы
7-8
Сентябрь
Занятия с юными пожарными:
- по изучению пожарного дела;
- по пожарно-прикладному спорту
7-8
Сентябрь- май
Проведение «Месячник пожарной
5-11
Сентябрь
безопасности».
Участие во Всероссийском кон7-8
Октябрь
курсе и выставке детско-юношеского творчества по пожарной безопасности.
Участие в районных и городских
7-8
мероприятиях по пожарно-приВ течение года
кладному спорту
Конкурс рисунков «Опасная по5-7
апрель
жар-птица».
План работы Отряда юных инспекторов движения «ПИАР»
Месячник дорожной безопасности
сентябрь
Участие во Всероссийской профилактической акции «Вниманиедети!»
5-11
Встреча с инспектором ГИБДД
5-7
сентябрь
сентябрь
Рейды «Юный пешеход», «Ребёнок-пассажир».
Комплексные беседы по безопасности перед уходом на осенние каникулы.
5-7
октябрь
5-11
октябрь
Руководитель ДЮП,
классный
руководитель
Руководитель ДЮП,
классный руководитель
Руководитель ДЮП,
классный руководитель
Руководитель ДЮП,
классный руководитель
Руководитель ДЮП,
классный руководитель
Руководитель ДЮП,
классный руководитель
Зам. директора по ВР;
Руководитель ЮИД
отряд ЮИД;
кл. руководитель
Зам. директора по ВР;
Руководитель ЮИД
отряд ЮИД;
кл. руководитель
зам .директора по ОБ
руководитель ЮИД кл.
руководитель
отряд ЮИД,
представитель ГИБДД
Отряд ЮИД ; сотрудники ГИБДД
Экскурсии, экспедиции, походы
Ориентировочное
время
Ответственные
проведения
В течение года
Классные руководители
Дела, события, мероприятия
Классы
Экспресс выходного дня «Мы
едем, едем…»
День музеев
День театра
Экскурсии в «Ночь библиотек»
Автобусный тур «Подвиг в камне
и бронзе».
5-11
5-11
5-11
5-11
5-6
октябрь
Декабрь
Апрель
Апрель-май
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Автобусные экскурсии по памятным местам Екатеринбурга, возложение цветов к памятникам погибшим.
7-11
Май
Классные руководители
Экскурсии в «Ночь музеев»
5-11
май
Классные руководители
Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Классы
Создание в холле гимназии стеллажей свободного книгообмена «Бук
кроссинг»
Событийный дизайн – оформление
пространства проведения мероприятий гимназии
Создание фотозон в холле к мероприятиям и тематическим неделям
Музеефикация школьного пространства
Интерактивная выставка «Города
трудовой славы»
Музей проживания
8-11
Ориентировочное
время
проведения
В течение года
5-11
В течение года
Педагог-организатор
5-11
В течение года
Педагог-организатор
10-11
В течение года
Куратор проекта
5-11
май
Педагог-организатор
5-11
май
5-11
май
Учителя начальной
школы
Учителя начальной
школы
Акция «Цветы Победы»
Ответственные
Библиотекарь
Работа с родителями
Дела, события, мероприятия
Заседание совета родителей
5-11
Ориентировочное
время
проведения
По отдельному
графику
По отдельному
графику
В течение года
5-11
По запросу
Заместитель директора
по УВР
5-11
5-11
По отдельному
графику
По отдельному
графику
Февраль
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по ПР
5-6
март
Педагог-организатор
5-11
май
Классные руководители
Классы
5-11
Общешкольные родительские собрания
Подготовка и проведение общешкольных и внутриклассных
мероприятий
Индивидуальные консультации
родителей или законных представителей школьников со
школьными специалистами, педагогами, администрацией
Заседание клуба активных родителей
Заседание клуба отцов
4,7,9,11
Школьный этап конкурса семейных слайд – и видеофильмов «Профессии моей семьи»
Масленица. Конкурс разгуляйных
застолий
Классные часы «Семейные традиции»
5-11
Классное руководство
Ответственные
Заместитель директора
по ВР
Заместитель директора
по УВР
Заместитель директора
по ВР
(согласно индивидуальным по планам работы
классных руководителей)
Школьный урок
(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)
Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от «27» августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
с Советом родителей
Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.
с Советом обучающихся
Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.