РП Элективный курс. Экология живых организмов. 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 35
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия №35
_____________/Никандрова Е.А.
Приказ №247-од от 30.08.2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Экология живых организмов»
7 класс

Екатеринбург 2017

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических

знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной

картины мира:
-

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в

экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные

результаты

курса

«Экология»

основаны

на

формировании

универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном

уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
-

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еѐ

сохранения и рационального использования;
-

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:
-

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений;
-

умения управлять своей познавательной деятельностью;

-

умение организовывать свою деятельность;

-

определять еѐ цели и задачи;

-

выбирать средства и применять их на практике;

-

оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:
-

формирование и развитие

средствами экологических знаний познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
-

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей.

-

создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

-

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь
пользоваться
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
1.

предмет изучения экология животных;

2.

приспособления животных к восприятию и отсутствию света;

3.

цепи питания животных;

4.

пути поступления воды в организм;

5.

активное и пассивное питание;

6.

причины изменения условий существования;

7.

отличия гетеротрофных организмов от автотрофных;

8.

взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания;

9.

отличия жилищ друг от друга;

10.

климатические условия обитания животных;

11.

особенности поведения животных пустынь и тропических лесов;

12.

особенности поведения животных гор;

13.

приспособления животных к восприятию и отсутствию света;

14.

значение и источники тепла для животных;

15.

приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;

16.

условия существования паразитов и их приспособления;

17.

приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды;

18.

роль хищников и паразитов в природе;

19.

значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений;

20.

различия существования животных пресных и соленых водоемов;

21.

условия существования организмов в почве;

22.

ареал, численность и плотность популяций;

23.

роль животных в природе и породы одомашненных животных;

24.

почему эти животные предпочитают населенные пункты;

25.

как собаки становятся бездомными и как им можно помочь;

26.

сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны

природы;
причины исчезновения животных;

27.
Уметь:
1.

отличать живые организмы от тел неживой природы;

2.

перечислять основные компоненты среды обитания;

3.

приводить примеры этих животных;

4.

объяснить особенности животных с пассивным питанием;

5.

приводить примеры дневных и ночных животных;

6.

объяснить, что жилище -важное условие существования животных;

7.

приводить примеры хищных и других животных;

8.

составлять пищевые цепи;

9.

приводить примеры животных разных экологических групп;

10.

доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных;

11.

приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»;

12.

объяснить этажность водоема;

13.

приводить примеры разных экологических групп животных;

14.

миграций животных;

15.

объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло;

16.

вычислять плотность популяции;

17.

приводить примеры одомашненных животных;

показывать на карте охраняемые территории России.

Содержание образования
Содержательной

основой

экологического

образования

является

учение

об

экосистемах как совокупности абиотических и биотических компонентов, обладающих
новыми свойствами. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и
самовоспроизводящиеся системы. Человек постоянно воздействует на природу. Но и
возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Человек –
это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна. Данный курс
разработан в соответствии с задачами. В нем раскрыты основные понятия и некоторые
основополагающие законы химической, биологической и географической областей
знаний. Курс содержит краеведческий материал, углубляет и расширяет знания
обучающихся об объектах живой природы, о явлениях, происходящих в ней. А также
содержит интересную информацию об экологических особенностях животных Урала.
Последовательность тем способствует формированию эволюционного и экологического
мышления,

ориентирует

на

понимание

взаимосвязей

в

природе

как

основы

жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Среда обитания животных и условия существования. Природа Урала. Пища и еѐ роль в
жизни животных. Фауна Свердловской области. Убежища, укрытия и жилища.
Особенности типов жилищ животных Свердловской области. Наземно – воздушная среда
жизни: тундра, леса умеренной зоны, степи, саванны и прерии. Наземно – воздушная
среда жизни: пустыни, тропические леса и горные области. Водная среда жизни. Условия
водной среды жизни Свердловской области. Животный мир почвы. Фауна почвенной
среды Свердловской области. Живой организм как среда обитания. Отношения животных
с представителями других царств живой природы. Особенности отношений между
животными Свердловской области. Животные в жизни растений. Значение животных в
жизни растений в Свердловской области. Пищевые и непищевые отношения между
животными различных видов. Отношения между животными одного вида: образование
пар, размножение. Особенности отношений между животными Свердловской области.
Отношения между животными одного вида: семья, родственники и соседи. Отношения
между животными Урала. Свет в жизни животных. Особенности света на Урале. Вода в
жизни животных. Вода на Урале. Температура в жизни животных. Температурный режим
в Свердловской области. Кислород в жизни животных. Экологические проблемы воздуха
в Свердловской области. Спячка и оцепенение. Время для спячки животных на Урале.
Миграции и кочѐвки. Животные Урала мигрирующие и кочующие. Популяции животных
на Урале. Как и почему меняется численность животных. Причины изменение
численности животных в Свердловской области. Исчезнувшие и исчезающие виды

животных. Заповедники на Урале. Редкие и охраняемые животные Свердловской области.
Животные и человек. Домашние животные на Урале. Животные населенных пунктов.
Жилье человека как среда обитания животных. Животные городов Урала.

Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

1.

Среда обитания животных и условия существования.

1

Природа Урала.
2.

Пища и еѐ роль в жизни животных. Фауна Свердловской

1

3.

области.
Убежища, укрытия и жилища. Особенности типов жилищ

1

4.

животных Свердловской области.
Обобщение по теме «Условия существования животных».

1

5.

Наземно – воздушная среда жизни: тундра, леса умеренной

1

зоны, степи, саванны и прерии.
6.

Наземно – воздушная среда жизни: пустыни, тропические

1

7.

леса и горные области.
Водная среда жизни. Условия водной среды жизни

1

8.

Свердловской области
Животный мир почвы. Фауна почвенной среды Свердловской

1

области .
9.

Живой организм как среда обитания.

1

10.
11.

Обобщение по теме «Среды обитания животных».
Отношения животных с представителями других царств

1
1

живой природы. Особенности отношений между животными
Свердловской области.
12.

Животные в жизни растений

1

Значение животных в жизни растений в Свердловской
13.

области. отношения между животными различных видов.
Пищевые

1

14.

Непищевые отношения между животными различных видов.

1

15.

Отношения между животными одного вида: образование пар,

1

размножение. Особенности отношений между животными
Свердловской области.
16.

Отношения между животными одного вида: семья,

1

родственники и соседи. Отношения между животными Урала.
17.

Обобщение по теме « Биотические отношения в жизни
животных».

1

18.

Свет в жизни животных. Особенности света на Урале.

1

19.

Вода в жизни животных. Вода на Урале.

1

20.

Температура в жизни животных. Температурный режим в

1

Свердловской области.
21.

Кислород в жизни животных. Экологические проблемы

1

22.

воздуха в Свердловской области.
Обобщение по теме «Неживая природа в жизни животных».

1

23.

Спячка и оцепенение. Время для спячки животных на Урале.

1

24.

Миграции и кочевки. Животные Урала мигрирующие и

1

кочующие.
25.

Обобщение по теме «Сезонные изменения в жизни

1

животных.
26.

Популяции животных на Урале.

1

27.

Как и почему меняется численность животных. Причины

1

изменение численности животных в Свердловской области.
28.

Обобщение по теме. «Численность животных».

1

29.

Исчезнувшие и исчезающие виды животных. Заповедники на

1

30.

Урале.
Редкие и охраняемые животные Свердловской области.

1

31.

Животные и человек. Домашние животные на Урале.

1

32

Животные населенных пунктов. Жилье человека как среда

1

33

обитания животных. Животные городов Урала.
Обобщение по теме «Изменения в животном мире Земли»

1

34

Итоговый тест за курс экология животных.

1

35

Итоговый урок

1

ПРИНЯТА педагогическим советом протокол №1, от 30.08.2017 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».