Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ гимназия №35 _____________/Никандрова Е.А. Приказ №247-од от 30.08.2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Экология живых организмов» 7 класс Екатеринбург 2017 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Метапредметные результаты курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий. Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еѐ сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - определять еѐ цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта. - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - называть методы изучения применяемые в экологии; – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – определять основные органы растений (части клетки); – понимать смысл биологических терминов; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения предмета учащиеся должны знать: 1. предмет изучения экология животных; 2. приспособления животных к восприятию и отсутствию света; 3. цепи питания животных; 4. пути поступления воды в организм; 5. активное и пассивное питание; 6. причины изменения условий существования; 7. отличия гетеротрофных организмов от автотрофных; 8. взаимосвязь между организмами и факторами окружающей их среды обитания; 9. отличия жилищ друг от друга; 10. климатические условия обитания животных; 11. особенности поведения животных пустынь и тропических лесов; 12. особенности поведения животных гор; 13. приспособления животных к восприятию и отсутствию света; 14. значение и источники тепла для животных; 15. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды; 16. условия существования паразитов и их приспособления; 17. приспособления животных к извлечению кислорода из окружающей среды; 18. роль хищников и паразитов в природе; 19. значение и виды конкуренции и взаимовыгодных отношений; 20. различия существования животных пресных и соленых водоемов; 21. условия существования организмов в почве; 22. ареал, численность и плотность популяций; 23. роль животных в природе и породы одомашненных животных; 24. почему эти животные предпочитают населенные пункты; 25. как собаки становятся бездомными и как им можно помочь; 26. сведения о Красной книге и охраняемых животных. Знать способы охраны природы; причины исчезновения животных; 27. Уметь: 1. отличать живые организмы от тел неживой природы; 2. перечислять основные компоненты среды обитания; 3. приводить примеры этих животных; 4. объяснить особенности животных с пассивным питанием; 5. приводить примеры дневных и ночных животных; 6. объяснить, что жилище -важное условие существования животных; 7. приводить примеры хищных и других животных; 8. составлять пищевые цепи; 9. приводить примеры животных разных экологических групп; 10. доказать, что среда обитания влияет на строение организма животных; 11. приводить примеры отношений «хищник-жертва»; «паразит-хозяин»; 12. объяснить этажность водоема; 13. приводить примеры разных экологических групп животных; 14. миграций животных; 15. объяснить, почему одни животные совершают миграции, а другие живут оседло; 16. вычислять плотность популяции; 17. приводить примеры одомашненных животных; показывать на карте охраняемые территории России. Содержание образования Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемах как совокупности абиотических и биотических компонентов, обладающих новыми свойствами. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы. Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Человек – это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна. Данный курс разработан в соответствии с задачами. В нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической и географической областей знаний. Курс содержит краеведческий материал, углубляет и расширяет знания обучающихся об объектах живой природы, о явлениях, происходящих в ней. А также содержит интересную информацию об экологических особенностях животных Урала. Последовательность тем способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Среда обитания животных и условия существования. Природа Урала. Пища и еѐ роль в жизни животных. Фауна Свердловской области. Убежища, укрытия и жилища. Особенности типов жилищ животных Свердловской области. Наземно – воздушная среда жизни: тундра, леса умеренной зоны, степи, саванны и прерии. Наземно – воздушная среда жизни: пустыни, тропические леса и горные области. Водная среда жизни. Условия водной среды жизни Свердловской области. Животный мир почвы. Фауна почвенной среды Свердловской области. Живой организм как среда обитания. Отношения животных с представителями других царств живой природы. Особенности отношений между животными Свердловской области. Животные в жизни растений. Значение животных в жизни растений в Свердловской области. Пищевые и непищевые отношения между животными различных видов. Отношения между животными одного вида: образование пар, размножение. Особенности отношений между животными Свердловской области. Отношения между животными одного вида: семья, родственники и соседи. Отношения между животными Урала. Свет в жизни животных. Особенности света на Урале. Вода в жизни животных. Вода на Урале. Температура в жизни животных. Температурный режим в Свердловской области. Кислород в жизни животных. Экологические проблемы воздуха в Свердловской области. Спячка и оцепенение. Время для спячки животных на Урале. Миграции и кочѐвки. Животные Урала мигрирующие и кочующие. Популяции животных на Урале. Как и почему меняется численность животных. Причины изменение численности животных в Свердловской области. Исчезнувшие и исчезающие виды животных. Заповедники на Урале. Редкие и охраняемые животные Свердловской области. Животные и человек. Домашние животные на Урале. Животные населенных пунктов. Жилье человека как среда обитания животных. Животные городов Урала. Тематическое планирование № Тема Количество часов 1. Среда обитания животных и условия существования. 1 Природа Урала. 2. Пища и еѐ роль в жизни животных. Фауна Свердловской 1 3. области. Убежища, укрытия и жилища. Особенности типов жилищ 1 4. животных Свердловской области. Обобщение по теме «Условия существования животных». 1 5. Наземно – воздушная среда жизни: тундра, леса умеренной 1 зоны, степи, саванны и прерии. 6. Наземно – воздушная среда жизни: пустыни, тропические 1 7. леса и горные области. Водная среда жизни. Условия водной среды жизни 1 8. Свердловской области Животный мир почвы. Фауна почвенной среды Свердловской 1 области . 9. Живой организм как среда обитания. 1 10. 11. Обобщение по теме «Среды обитания животных». Отношения животных с представителями других царств 1 1 живой природы. Особенности отношений между животными Свердловской области. 12. Животные в жизни растений 1 Значение животных в жизни растений в Свердловской 13. области. отношения между животными различных видов. Пищевые 1 14. Непищевые отношения между животными различных видов. 1 15. Отношения между животными одного вида: образование пар, 1 размножение. Особенности отношений между животными Свердловской области. 16. Отношения между животными одного вида: семья, 1 родственники и соседи. Отношения между животными Урала. 17. Обобщение по теме « Биотические отношения в жизни животных». 1 18. Свет в жизни животных. Особенности света на Урале. 1 19. Вода в жизни животных. Вода на Урале. 1 20. Температура в жизни животных. Температурный режим в 1 Свердловской области. 21. Кислород в жизни животных. Экологические проблемы 1 22. воздуха в Свердловской области. Обобщение по теме «Неживая природа в жизни животных». 1 23. Спячка и оцепенение. Время для спячки животных на Урале. 1 24. Миграции и кочевки. Животные Урала мигрирующие и 1 кочующие. 25. Обобщение по теме «Сезонные изменения в жизни 1 животных. 26. Популяции животных на Урале. 1 27. Как и почему меняется численность животных. Причины 1 изменение численности животных в Свердловской области. 28. Обобщение по теме. «Численность животных». 1 29. Исчезнувшие и исчезающие виды животных. Заповедники на 1 30. Урале. Редкие и охраняемые животные Свердловской области. 1 31. Животные и человек. Домашние животные на Урале. 1 32 Животные населенных пунктов. Жилье человека как среда 1 33 обитания животных. Животные городов Урала. Обобщение по теме «Изменения в животном мире Земли» 1 34 Итоговый тест за курс экология животных. 1 35 Итоговый урок 1 ПРИНЯТА педагогическим советом протокол №1, от 30.08.2017 г.