МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №35 УТВЕЖДАЮ Директор МАОУ гимназия № 35 /Е. А. Никандрова/ Приказ № 91/18-од от 02.09.19 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волейбол» Автор-составитель: Мозговой Артём Андреевич, педагог дополнительного образования, Возраст обучающихся: 12–13 лет Срок реализации: 1 год г. Екатеринбург 2021 год 3 I. Пояснительная записка Высокие результаты в таком виде спорта как волейбол существенно зависят от качества подготовки учащихся. Игра – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают значительные морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. В процессе игровой деятельности занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех слоев населения. Настоящая программа предназначена для работы в общеобразовательных школах с целью освоения спортивной игры волейбол. Задачи секции волейбола: 1.Привитие интереса к спортивной игре волейбол 2.Укрепление здоровья и содействие всестороннему развитию 3.Развитие физических качеств 4.Выполнение программных нормативных требований по физической культуре 5.Освоить основы физической, технической, тактической и теоретической подготовки волейболиста. Продолжительность освоения программы один год; контингент (возраст) учащихся 1213 лет (5-7 класс); занятия проходят 3-ри раза в неделю по 1-му часу, носят учебнотренировочную направленность. При проведении занятий желательно разделять детей по возрастным группам (с разницей в 1год) и половому признаку (мальчики, девочки), а так же учитывать физическую подготовку учащихся. Программный материал носит внеклассную систематическую форму организации занятий. 4 II. План-график учебного процесса. Общее часов 1. Теоретическая подготовка 4 Перечень разделов кол-во Из них теория Из практика 4 2. Общая физическая подготовка и 40 специальная физическая подготовка 40 3. Техническая и тактическая подготовка 51 51 4. Соревнования или 8 контрольные игры 5. Контрольные испытания 8 (ОФП и СФП) Итого 111 них 8 8 4 107 5 III. Контрольные испытания по ОФП и СФП Общая физическая подготовка (ОФП) № Физические способности Контрольные Возраст Уровень упражнения Девочки Низкий 1 Координационные Челночный 3 4 5 6 Скоростно-силовые Гибкость Выносливость Быстрота Силовые Высокий бег 10 10,5 9,9 9,5 11 10,1 9,6 8,9 12 10,0 9,4 8,8 13 10,0 9,2 8,6 Прыжок в длину с 10 125 145 170 места 11 130 150 185 12 135 155 190 13 140 160 200 Наклон вперед из 10 4 6 12 положения стоя 11 4 8 15 12 5 9 16 13 6 10 18 10 6,50 5,40 5,20 11 6,40 5,30 5,10 12 6,20 5,20 5,05 13 6,10 5,10 5,00 10 6,8 6,4 5,8 11 6,4 6,3 5,6 12 6,2 6,0 5,3 13 6,0 5,8 5,2 и 10 12 16 20 опускание 11 14 18 22 туловища из 12 16 20 24 положения лежа на 13 18 22 26 на 10 3 6 12 11 4 10 16 3X10 м. 2 Средний Бег 1000м. Бег 30м Поднимание спине за 30 сек. 7 Силовые Подтягивание низкой 6 перекладине № Физические способности из 12 5 11 18 виса лежа 13 6 12 20 Контрольные Возраст Уровень упражнения Мальчики Низкий 1 Координационные Челночный 3 4 5 6 Скоростно-силовые Гибкость Выносливость Быстрота Силовые Высокий бег 10 9,8 9,6 9,4 11 9,6 9,4 8,4 12 9,4 9,0 8,2 13 9,2 8,8 8,0 Прыжок в длину с 10 130 150 180 места 11 140 160 195 12 145 165 200 13 150 170 205 Наклон вперед из 10 2 4 6 положения стоя 11 2 4 8 12 2 6 10 13 2 8 12 10 5,50 5,10 5,00 11 5,40 5,20 4,50 12 5,30 5,10 4,40 13 5,20 5,00 4,30 10 6,6 6,2 6,0 11 6,2 5,8 5,4 12 6,0 5,6 5,2 13 5,8 5,4 5,0 на 10 1 2 5 11 1 3 6 из 12 1 4 7 13 1 5 8 3X10 м. 2 Средний Бег 1000м. Бег 30м Подтягивание высокой перекладине виса Специальная физическая подготовка № Вид испытаний Уровень Девочки и мальчики Возраст 1 Верхняя и нижняя передача над 10-11 Низкий Средний Высокий 1-4 5-7 8-10 7 собой в центральном круге 2 3 4 12-13 4-8 9-12 13-20 Верхняя и нижняя передача в 10-11 1-4 5-7 8-10 стенку 12-13 4-8 9-12 13-20 Верхняя и нижняя передача через 10-11 1-7 8-17 18-20 сетку 8-10 11-18 19-26 прямая 10-11 1-4 5-7 8-10 подача в зону соперника (из10- 12-13 3-5 6-7 8-10 Верхняя и нижняя передача за 10-11 1-4 5-6 7-10 голову в зону соперника 4-6 7-10 11-16 12-13 Нижняя или верхняя ти) 5 12-13 IV. Календарно-тематический план Занятие Содержание (тема) Кол-во часов 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 1. Инструктаж по Т.Б. на занятиях по волейболу. 2. Подвижные игры и эстафеты. 3. Контрольные испытания по ОФП. 1. Закрепление подвижных игр и эстафет. 2. Контрольные испытания по ОФП. 3. Развитие координационно-соловых качеств. 1. Совершенствование подвижных игр и эстафет. 2. Контрольные испытания по ОФП. 3. Развитие выносливости. 1. Обучение стойкам и перемещениям волейболиста. 2. Обучение упражнениям для чувства мяча на месте. 3. Развитие быстроты. 1. Закрепление стоек и перемещения волейболиста. 2. Упражнения для чувства мяча в движении. 3. Развитие ловкости. 1. Совершенствование стоек и перемещений вол-та. 2. Сов-е упражнений для чувства мяча в движении. 3. Развитие координации. 1. Подвижные игры и эстафеты с элементами вол-ла. 2. Обучение верхней передаче мяча. 3. Обучение комплексу круговой тренировки №1х1 1. Обучение ОРУ в движении. 2. Закрепление верхней передачи мяча. 3. Закрепление комп. к/т №1х1. 1. Закрепление ОРУ в движении. 2. Совершенствование верхней передачи мяча. 3. Совершенствование комп. к/т №1х1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 10) 11) 12) 13) 14) 15) 16) 17) 18) 19) 20) 21) 22) 23) 24) 25) 26) 27) 1. Сов-е ОРУ в движении и верх. передачи мяча. 2. Обучение нижней передачи мяча. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Подвижные игры и эстафеты с элементами вол-ла. 2. Закрепление нижней передачи мяча. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. ОРУ в движении. 2. Сов-е верхней и нижней передач мяча. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Подвижные игры и эстафеты с элем-ми вол-ла. 2. Обучение нижней прямой подачи. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Сов-е ОРУ в движ., верх. и нижн. передач мяча. 2. Закреплени нижней прямой подачи. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Сов-е ОРУ в движ., верх. и нижн. передач мяча. 2. Совершенствование нижней прямой подачи мяча. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Беседа «Правила игры в волейбол». 2. Сов-е передач и нижней прямой подачи. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Закрепление беседы «Правила игры в волейбол». 2. Игра в волейбол по упрощённым правилам. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Повторение правил игры в волейбол. 2. Игра в волейбол по упрощенным правилам. 3. Комплекс к/т №1х1. 1. Сов-е ОРУ в движ.; пер-ч и нижн. прямой подачи. 2. Обучение верхней прямой подачи мяча. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; пер-ч и нижн. прямой подачи. 2. Закрепление верхней прямой подачи мяча. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; пер-ч и нижн. прямой подачи. 2. Сов-е верхней прямой подачи мяча. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Подвижные игры и эстафеты с элем-ми вол-ла. 2. Игра в волейбол по упрощенным правилам. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; передач и подач. 2. Обучение нападающему удару. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; передач и подач. 2. Закрепление нападающего удара. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; передач и подач. 2. Совершенствование нападающего удара. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; передач и подач. 2. Игра в волейбол по упрощенным правилам. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; перед.,напад-го удара, подач. 2. Обучение одиночному блокированию. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 28) 29) 30) 31) 32) 33) 34) 35) 36) 37) 38) 39) 40) 41) 42) 43) 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; перед.,напад-го удара, подач. 2. Закрепление одиночного блокирования. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; перед.,напад-го удара, подач. 2. Совершенствование одиночного блокирования. 3. Комплекс к/т №1х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.; перед.,нап.уд.,один.блок.,под. 2. Обучение групповому блокированию. 3. Разучивание комплекса к/т №2х1. 1. Сов-е ОРУ в движ.; перед.,нап.уд.,один.блок.,под. 2. Закрепление группового блокирования. 3. Закрепление комплекса к/т №2х1. 1. Сов-е ОРУ в движ.; перед.,нап.уд.,один.блок.,под. 2. Совершенствование группового блокирования. 3. Комплекс к/т №2х1. 1. Сов-е ОРУ в движ.; перед.,нап.уд.,один.блок.,под. 2. Игра в волейбол. 3. Комплекс к/т №2х1. 1. ОРУ в движении. 2. Контрольные испытания по СФП. 3. Комплекс к/т №2х1. 1. ОРУ в движении. 2. Контрольные испытания по СФП. 3. Комплекс к/т №2х1. 1. ОРУ в движении. 2. Контрольные испытания по СФП. 3. Комплекс к/т №2х1. 1. Волейбольная разминка. 2. Игра в волейбол. 3. Комплекс к/т №2х1. 1. Волейбольная разминка. 2. Игра в волейбол. 3. Комплекс к/т №2х1. 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с 9 «А». 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с 9 «Б». 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с 9 «В». 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Обуч-е командным действиям при игре в волейбол «Углом вперед». 3. Комплекс к/т №2х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2.Закрепление командных действий при игре в волейбол «Углом вперед». 3. Комплекс к/т №2х2. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 44) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2.Совершенствование командных действий при игре в волейбол «Углом вперед». 3. Комплекс к/т №2х2. 1 45) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2.Обучение командным действиям при игре в волейбол «Углом назад». 3. Комплекс к/т №2х2. 1 46) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2.Закрепление командных действий при игре в волейбол «Углом назад». 3. Комплекс к/т №2х2. 1 47) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2.Совершенствование командных действий при игре в волейбол «Углом назад». 3. Комплекс к/т №2х2. 1 48) 49) 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с МОУ-СОШ№145. 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с Гимназией №35. 1 1 50) 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с МОУ-СОШ №125. 1 51) 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с Гимназией №2. 1 52) 1. Волейбольная разминка. 2. Дружеская игра в волейбол с МОУ-СОШ №128. 1 53) 54) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление нацеленного паса. 3. Комплекс к/т №2х2. 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование нацеленного паса. 3. Комплекс к/т №2х2. 1 1 55) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление паса в движении. 3. Комплекс к/т №2х2. 1 56) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование паса в движении. 3. Комплекс к/т №2х2. 1 57) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление подачи и приема мяча. 3. Комплекс к/т №2х2. 1 58) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование подачи и приема мяча. 3. Комплекс к/т №2х2. 1 11 59) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е подачи и приема и передачи мяча. 3. Разучивание комплекса к/т №3х1. 1 60) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление подачи мяча в цель. 3. Закрепление комплекса к/т №3х1. 1 61) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование подачи мяча в цель. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 62) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление короткого и длинного паса. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 63) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование короткого и длинного паса. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 64) 65) 66) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление короткого и длинного паса назад. 3. Комплекс к/т №3х1. 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е короткого и длинного паса назад. 3. Комплекс к/т №3х1. 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление высокого и низкого паса. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 1 1 67) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование высокого и низкого паса. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 68) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление высокого и низкого паса назад. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 69) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е высокого и низкого паса назад. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 70) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление паса из неудобного положения. 3. Комплекс к/т №3х1. 1 71) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е паса из неудобного положения. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 72) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление атаки после паса назад. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 73) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е атаки после паса назад. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 12 74) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Игра тое на трое без остановки. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 75) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Игра тое на трое без остановки. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 76) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Закрепление приема мяча с падением. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 77) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование приема мяча с падением. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 78) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Отражение скидки и атака. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 79) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е отражения скидки и атака. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 80) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Атака и контратака. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 81) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование атаки и контратака. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 82) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Прикрыть и отразить. 3. Комплекс к/т №3х2. 1 83) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Совершенствование прикрытия и отражения. 3. Разучивание комплекса к/т №4х1. 1 84) 1. Волейбольная разминка. 2. Учебная игра в «Волейбол». 3. Закрепление комплекса к/т №4х1. 1 85) 1. Волейбольная разминка. 2. Учебная игра в «Волейбол». 3. Закрепление комплекса к/т №4х1. 1 86) 87) 88) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Индивидуальные действия в защите и нападении. 3. Комплекс к/т №4х1. 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е индивид. действий в защите и нападении. 3. Комплекс к/т №4х1. 1. Волейбольная разминка. 2.Учебная игра в «Волейбол». 3. Разбор индивидуальных ошибок в защите и нападении. 1 1 1 13 89) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Групповые действия в защите и нападении. 3. Комплекс к/т №4х1. 1 90) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е групповых действий в защите и нападении. 3. Комплекс к/т №4х1. 1 91) 1. Волейбольная разминка. 2.Учебная игра в «Волейбол». 3. Разбор групповых ошибок в защите и нападении. 1 92) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Командные действия в защите и нападении. 3. Комплекс к/т №4х1. 1 93) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2. Сов-е командных действий в защите и нападении. 3. Комплекс к/т №4х1. 1 94) 1. Волейбольная разминка. 2.Учебная игра в «Волейбол». 3. Разбор командных ошибок в защите и нападении. 1 95) 1. Сов-е ОРУ в движ.;перед.,нап.уд.,блок.,подач. 2.Учебная игра в «Волейбол». 3. Комплекс к/т №4х1. 1 96) 97) 98) 99) 100) 101) 102) 103) 104) 105) 106) 107) 108) 109) 1. Тактика игры в защите. 2. Комплекс к/т №4х2. 1. Закрепление тактики игры в защите. 2. Комплекс к/т №4х2. 1. Сов-е тактики игры в защите. 2. Комплекс к/т №4х2. 1. Тактика игры в нападении. 2. Комплекс к/т №4х2. 1. Закрепление тактики игры в нападении. 2. Комплекс к/т №4х2. 1. Сов-е тактики игры в нападении. 2. Комплекс к/т №4х2. 1. Контрольные упражнения СФП. 2. Игра в «Волейбол». 1. Контрольные упражнения СФП. 2. Игра в «Волейбол». 1. Контрольные упражнения СФП. 2. Игра в «Волейбол». 1. Бег;ОРУ на месте;спец. беговые упражнения. 2. Контрольные испытания по ОФП. 1. Бег;ОРУ на месте;спец. беговые упражнения. 2. Контрольные испытания по ОФП. 1. Бег;ОРУ на месте;спец. беговые упражнения. 2. Контрольные испытания по ОФП. 1. ОФП на улице. 2. Игра в «Волейбол». 1. ОФП на улице. 1 1 1 1 1 14 2. Игра в «Волейбол». 110) 1. ОФП на улице. 2. Игра в «Волейбол». 1 111) 1. ОФП на улице. 2. Игра в «Волейбол». 1 15 V. Организационно-методические указания. Программа служит основным ориентиром в организации своей работы. Выполнение программных требований является обязательным условием положительной оценки работы преподавателя и деятельности спортивного коллектива в целом. Средствами физической подготовки являются упражнения с предметами: теннисными, набивными (масса от 1-2кг.) мячами, скакалкой, различными амортизаторами, гантелями. Важное значение имеет систематическое применение акробатических упражнений (кувырки), упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья разной высоты, гимнастическая стеночка и скамейки), особенно для приобретения общей физической подготовки. Теоретическая подготовка. Занятия проводятся в виде бесед, для чего выделяется определенное время, где преподаватель и учащиеся делятся своими знаниями в области физической культуры. Общая физическая подготовка носит характер повышения функциональных возможностей организма занимающихся, ей отводится время в начале и в конце занятия. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, необходимых для совершенствования техники и тактических действий. Основное внимание уделяется мышцам участвующим в выполнении технических приемов: прыгучести; быстроты реакции; умению пользоваться периферическим зрением; быстроты перемещений по площадке в зависимости от игровой ситуации. Эффективность технической и тактической подготовки волейболистов зависит от систематического развития и совершенствования умений, специфичных для соревновательной деятельности и с учётом игровой функции в команде. Спортивные соревнования являются не только непосредственной целью тренировки, но и служат эффективным средством специальной соревновательной подготовки. Занятия в секции «Волейбол» являются учебно-тренировочными. Список используемой литературы 1. «Волейбол на уроке физической культуры»/ Беляев А. В. – М., 2017. 2. «Волейбол»/ Под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина – М., 2014. 3. «Волейбол»/ Виера Л. Б.. – М., 2015. 4. «Волейбол»/ Железняк Ю. Д., Кунянский В. А. – М., 2017. 5. «Спортивные игры»/ Железняк Ю. Д., Портнова Ю. М.. – М., 2018. 6. «Юный волейболист»/ Железняк Ю. Д.. – М., 1988. 16 7. «Руководство тренера по волейболу»/ Макаров К.К. – Иркутск, 2019. 8. «Настольная книга учителя физической культуры»/ Под ред. Л. Б. Кофмана – М., 2016. 9. «Методы отбора в игровые виды спорта»/ Никулин В. Г., Губа В. П. – М., 2013. 10. «Теория и методика юношеского спорта»/ Филин В. П. – М., 2015. 11. «Подготовка юных волейболистов»/ Ю.Д.Железняк, Ю.Н.Клещёв, О.С.Чехов – М., 2017. 17