ДООП Словечко. Занимательная грамматика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 35

мназия № 35
ндрова Е.А./
7.08.2021г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа предшкольной развивающей направленности
«Словечко. Занимательная грамматика»
Возраст: 5 - 6 лет

Нормативный срок обучения: 8 месяцев

Екатеринбург
2021

Пояснительная записка
ДООП предшкольной развивающей
направленности «Словечко.
Занимательная грамматика» призвана решать вопросы практической
подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и направлена на
работу по совершенствованию устной речи. Содержание программы
направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается
прочная основа для дальнейшего успешного изучения русского языка.
Содержание программы ориентировано на решение следующих задач:
создание условий для формирования многосторонне развитой личности
ребенка
(интеллектуальное,
духовно-нравственное,
эстетическое,
эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной
мотивации обучения в школе; практическая подготовка детей к обучению
чтению и письму; формирование элементарной культуры речи,
совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данной программы по сравнению с уже
существующими
является
осуществление
интеграции
тесной
взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Обучение строится на основе игровой деятельности.
1. Учебный план
Количество часов
в неделю
2

Количество часов
за учебный период
64

2. Календарный учебный график
В соответствии с утвержденным календарным учебным графиком по
дополнительным общеразвивающим программам
3. Форма обучения: очная.
4. Формы аттестации: не предусмотрена. После освоения обучающимся
образовательной программы документ не выдается.
5. Содержание
Лексическая и грамматическая работа
 обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными
словами в речи;
 употребление новых слов в собственной речи (конструирование
словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи
 ответы на вопросы, участие в диалоге;
 подробный пересказ текста по зрительной опоре;
 составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии
картинок.






Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его
условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые
и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения
звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.

Обучение звуко-слоговому анализу
 звуковой анализ состава слогов и слов;
 дифференциация понятий «звук» и «буква»;
 соотнесение букв и звуков.
6. Планируемые результаты
К концу изучения программы дети смогут:
 различать понятия звук, слог, слово, предложение.
 выделять звуки в словах, давать им характеристику (гласный,
согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
 писать печатными буквами слоги, слова.
 читать слоги и структурно несложные слова и предложения.
 знать правильную посадку при письме и чтении;
 отвечать на вопросы педагога;
 пересказывать текст по зрительной опоре;
 составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
 выделять звук в начале слова;
 различать звуки и буквы;
 узнавать и называть буквы русского алфавита;
 находить слова с определенным звуком;
 определять место звука в слове;
 составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме;

 пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
 ориентироваться на странице тетради.
7. Тематическое планирование

№

Тема

1

Вводное занятие: Звук и
буква, слог как часть слова

Графическое изображение звука в слове (квадрат),
графическое изображение слова (прямоугольник).

2

Звук и буква А.
Звук А

3

Буква А

4

Звук и буква О. Звук О

5

Буква О

6

Тема и буква У. Звук У

7

Буква У

8

Звук и буква Ы. Звук Ы

9

Буква Ы

Граф. изображение гласного звука (красный
квадрат), место звука в слове (начало, середина,
конец). Игра «Кто внимательный»
Определение места буквы в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов. Графическое
изображение. Написание буквы в клетке.
Определение места звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов. Игра «Кто
внимательный»
Место буквы в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов. Графическое
изображении, печатание буквы. Рисование мячей.
Игра «Схема-слово»
Определение места звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов. Игра «Схема,
слово»
Место буквы в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов. Графическое
изображении, печатание буквы. Рисование крючков.
Игра «Соедини правильно».
Определение места звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов. Игра «Загадки,
предметы, схемы»
Место буквы в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов. Графическое
изображении, печатание буквы. Игра «Ну-ка, буква,
отзовись»
Определение места звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов. Игра «Закончи
предложение»
Место буквы в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов. Графическое
изображении, печатание буквы. Закрепление писать
гласные буквы А, О, У, Э. Игра «Кто больше»
Печатание и чтение слогов. Игровое упражнение
«Кто в каком домике живет». Игры: «Звук и буква».

10 Звук и буква Э. Звук Э
11 Буква Э

12 Чтение слов из
пройденных букв – АУ,
УА. Закрепление
пройденного материала.
13 Тема - Звук и буква Л

Тема - Звук и буква Л.
Буква Л

Методические приемы

Место звука в слове, граф. изображение согласного
звука (синий квадрат), соотношение названий
предметов со схемами слов. Деление слов на слоги.
Печатание буквы. Чтение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ,
ЛЭ.
Печатание и чтение слогов. Вычленение и написание
1-го слога в словах. Игра «раздели правильно.

Граф. изображение твёрдого согласного звука
(синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние
согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание
буквы.
15 Звук и буква М
Печатание буквы, чтение слогов МА, МО, МУ, МЫ,
МЭ. Игра «Слоговые домики». Определение первого
слога в словах. Чтение слов из пройденных букв
(мама, мыло). Выделение ударного слога, ударных
гласных. Знакомство с ударением, его обозначением.
Звуковой анализ слов.
16 Звук и буква Н. Звук Н
Место звука в слове, граф. изображение согласного
звука (синий квадрат), соотношение названий
предметов со схемами слов. Деление слов на слоги,
определение ударного слога. Звуковой анализ слов.
Игра «Кто больше»
17 Звук и буква Н. Буква Н
Печатание буквы, чтение слогов НА, НО, НУ, НЫ,
НЭ. Игра «Слоговые домики». Чтение слов из
пройденных букв (луна, мыло). Написание слов
знаками и буквами. Звуко-буквенный анализ сов.
Фонетический разбор слов. Игра «Кто больше»
18 Звук и буква Р. Чтение
Место звука в слове, граф. изображение согласного
звука (синий квадрат), соотношение названий
слогов
предметов со схемами слов. Игра «Определи место
звука в слове и обозначь на схеме».
19 Звук и буква Р.
Печатание буквы, чтение слогов РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.
Игра «Слова и слоги». Фонетический разбор слов.
Знакомство с
Чтение предложения. Схема предложения.
предложением.
20 Закрепление пройденного Определение места звука в слове. Чтение слогов и
слов. Игры: «Звук потерялся», «Звук и буква»,
материала. Гласные и
согласные звуки и буквы. «Подскажи словечко»
21 Буква Я
Буква в нач. слова, соотношение первого звука в
слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь,
Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный квадрат),
сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение
согласных звуков
22 Буква Я
Печатание буквы. Фонетический разбор слов (МАЛ,
МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.
Записываем предложение в виде схемы.
Записывание слов в виде схемы.
23 Буква Ю
Место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН),
соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю),
сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение
согласных звуков, запись слов ЛУК, ЛЮК
условными обозначениями,
24 Буква Ю
Печатание буквы. Запись слов ЛУК, ЛЮК,
фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК). Игровое
упражнение «Напиши правильно». Обозначение
ударения.
25 Буква Е. Чтение слогов,
Графическое изображение буквы и её условное
обозначение(красный квадрат), мягкие согласные
слов
(Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный
квадрат), сравнительное чтение слогов с Э/Е,
14 Звук и буква М

произношение согласных звуков, чтение слов: море,
Лена, мел. Фонетический разбор слов.
Составление предложений по с заданными словами,
по схеме. Составление схемы предложения.
Фонетический разбор слов в предложении
Графическое изображение буквы и её условное
Буква Ё. Чтение слогов,
обозначение (красный квадрат), мягкие согласные
слов.
(Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелёный
квадрат), сравнительное чтение слогов с О/Ё,
произношение согласных звуков.
Чтение слогов, слов с гласными Е. Ё. Запись слов:
Буквы Е, Ё
мел, лён. Игра «Буквы рассыпались». Фонетический
разбор этих слов. Игра «Подскажи словечко».
Составление предложений.
Определение места звука в слове, соотношение
Звук и буква И. Звук И
названий предметов со схемами слов. Игра «Схема,
слово». Условное обозначение звука – красный
квадрат. Игра «Загадки и отгадки»
Место буквы в слове, соотношение названий
Звук и буква И. Буква И
предметов со схемами слов. Графическое
изображении, печатание буквы. Чтение слогов и
слов. Игра «Предмет, схема, слово». Фонетический
разбор слов.
Закрепление пройденного Печатание букв: Я, Ю. Е, Ё, И., чтение слогов.
Различение твердых и мягких согласных. Игровое
материала
упражнение «Слоговые ласточки». Печатание и
чтение слов: мяу, му, юла, лимон. Определение
ударения в словах. Чтение предложения.
Определение 1-го звука в слове. Сравнительный
Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ
анализ звуков (звонкий/глухой), графическое
изображение твердого (синий квадрат) и мягкого
(зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема».
Звуковой анализ слов. Запись слов условными
знаками.
Графическое изображение букв и условное
Буквы Г, К
обозначение твердого и мягкого согласного звука
(синий или зеленый квадрат). Печатание и чтение
слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые
домики». Составление и запись предложения
знаками.
Определение 1-го звука в слове. Сравнительный
Звуки Д-Дь, Т-Ть
анализ звуков (звонкий/глухой), графическое
изображение твердого (синий квадрат) и мягкого
(зеленый квадрат) согласного. Игра «Слово, схема».
Звуковой анализ слов. Запись слов условными
знаками.
Графическое изображение букв и условное
Буквы Д, Т
обозначение твердого и мягкого согласного звука
(синий или зеленый квадрат). Печатание букв и
чтение слогов, сравнение звучания. Игра «Слоговые

26 Буква Е. Составление
предложений.
27

28

29

30

31

32

33

34

35

36 Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ.

37 Буквы В-Ф
38 Звуки З-ЗЬ, С-СЬ

39 Буквы З, С

40 Звуки Б-БЬ, П-ПЬ.
Буквы Б-П
41 Звуки Б-БЬ, П-ПЬ.
Буквы Б-П
42 Буква Х. Звуки Х-ХЬ

43 Буква Х. Звуки Х-ХЬ

44 Буквы и звуки Ж-Ш

Буквы и звуки Ж-Ш

45 Буквы и звуки Ч-Щ

домики». Составление и запись предложения
знаками.
Определение места звука в слове (начало, середина
слова). Сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), графическое изображение
твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый
квадрат) согласного. Игра «Слово, схема».
Печатание букв и чтение слогов, сравнение
звучания. Игра «Слоговые домики». Запись слов
знаками, фонетический разбор слов.
Определение места звука в слове (начало, середина
слова). Сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), графическое изображение
твердого (синий квадрат) и мягкого (зеленый
квадрат) согласного. Игра «Слово, схема».
Печатание и чтение слогов, сравнение звучания.
Игра «Слоговые домики». Дописывание и чтение
слов. Игра «Допиши и прочитай». Фонетический
разбор слов. Сравнительный анализ слов: роза-роса,
коза-коса.
Определение 1-го звука в словах. Сравнительный
анализ звуков Б,П (звонкий/глухой). Печатание букв
и чтение слогов, сравнение звучания. Игра
«Слоговые домики».
Чтение предложения, вычленение слов с заданными
звуками. Составление слова из букв. Дописывание
слова в предложении. Фонетический разбор слов.
Определение 1-го звука в словах. Графическое
изображение буквы и условное обозначение
твердого и мягкого согласного звука (синий или
зеленый квадрат). Печатание буквы, чтение слогов и
слов. Составление схемы слов.
Составление слов из букв и печатание слов,
дописывание слов в предложениях. Фонетический
разбор слов. Вычленение слов с заданным звуком в
рассказе.
Определение 1-го звука в словах. Сравнительный
анализ звуков Ж, Ш (звонкий/глухой). Условное
обозначение звуков – синий квадрат (всегда
твердые). Печатание букв и чтение слогов,
сравнение звучания. Игра «Слоговые домики». Игра
«Предмет, слово, схема». Печатание и чтение слов.
Игра «Предмет, слово, схема». Печатание и чтение
слов.
Фонетический разбор слов. Составление
предложений с заданными словами.
Определение звука в словах. Определение места
звука в слове. Условное обозначение звуков –
зеленый квадрат (всегда мягкие, глухие). Печатание
букв и чтение слогов.

46 Буквы и звуки Ч-Щ.
Чтение слов и
предложений.
47 Звук и буква Ц

48 Звук и буква Ц

49 Буква Ь

50 Буква Ъ

Буквы Ь и Ъ
51 Чтение слов, слогов,
предложений

52 Чтение слов, составление
предложений по
сюжетным картинкам
53 Алфавит, чтение
стихотворения
54 Шутки-чистоговорки
55 Произведения о маме
56 Рассказы о Родине
57 Произведения о природе
58 Сказки о животных
59 Русские народные сказки
60 Сказки народов мира
61 Басни
62 Рассказы-рассуждения
63 Рассказы-описания
64 Итоговое занятие

Чтение предложений, стихотворения. Вычленение
слов с заданным звуком. Написание слов,
фонетический разбор слов.
Определение 1-го звука в словах. Условное
обозначение звука – синий квадрат (всегда твердый,
глухие). Печатание буквы и чтение слогов. Чтение
стихотворного текста. Вычленение слов с заданным
звуком, определение места звука в слове.
Составление слов из букв. Игра «Буквы
рассыпались»
Чтение слов со звуком Ц. Чтение предложений.
Составление слов из букв. Игра «Буквы
рассыпались». Фонетический разбор слов.
Составление схемы предложений.
Изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце
Печатание буквы и чтение слов. Схема слов.
Фонетический разбор слов. Сравнительный анализ
слов: угол-уголь, мел-мель, брат-брать, ел-ель.
Чтение стихотворного текста, дописывание
последнего слова.
Сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ),
изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов,
чтение стихотворений. Игра «Звук, буква, слово».
Определение буквы Ъ в словах.
Чтение слов с Ь и Ъ. Изменение слов с помощью Ь и
Ъ. Фонетический разбор слов
Слог деление слов на слоги. Слова: составление из
букв, чтение и письмо, фонетический разбор.
Разгадывание ребусов. Предложение: составить по
картинке и дописать пропущенное слово.
Разгадывание загадок.
Дописывание недостающих букв (гласных и
согласных) в словах, чтение. Составление и запись
предложений. Вычленение последнего звука в
словах.
Запись алфавита по образцу и под диктовку. Чтение
стихотворения про алфавит.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».