РП Музыка 1-4 класс Школа России

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Никандрова Е.А.
Приказ № ___________________
от « »_______________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Музыка»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2022 – 2023 учебный год

Составители: методическое объединение
учителей начальных классов

Екатеринбург, 2022

Содержание рабочей программы

Стр.

1. Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» на 2
уровне начального общего образования
2. Содержание учебного предмета «Музыка» на уровне 10
начального общего образования
3. Тематическое планирование
12

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
на уровне начального общего образования
1 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»:
 чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов;
 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
 умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса;
 уважительное отношение к культуре других народов;
 овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
 формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
 овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
 –определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
 – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
 –позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
 – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания
о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в
музыкально-творческой деятельности:
 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии;
2

 формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
 умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальным произведениям;
 умение
воплощать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных
и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2 класс
Личностные результаты:
 чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов;
 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
 умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса;
 уважительное отношение к культуре других народов;
 овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
 формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Метапредметные результаты:
 овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
 позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
 приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
3

 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии;
 формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
 умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальным произведениям;
 умение
воплощать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных
и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3 класс
Личностные результаты:
 чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран,
народов, национальных стилей;
 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
 уважительное
отношение
к
культуре
других
народов;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
 ориентация
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
 формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
 развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его
функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
 овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности;
4

 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
 овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
 приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного
и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
 умение
осуществлять
информационную,
познавательную
и
практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации (включая цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии;
 формирование общего представления о музыкальной картине мира;
 знание основных закономерностей музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
 формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
 умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальным произведениям;
 умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической
и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл
произведений разных жанров и стилей;
5

 умение
воплощать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных
и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
4 класс
Личностные результаты:
 чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран,
народов, национальных стилей;
 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
 уважительное
отношение
к
культуре
других
народов;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
 ориентация
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
 формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
 развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его
функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
 овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
6

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
 овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
 приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации;
 формирование у младших школьников умения составлять тексты,
связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее
содержания, в устной и письменной форме;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного
и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
 умение
осуществлять
информационную,
познавательную
и
практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации (включая пособия на электронных
носителях,
обучающие
музыкальные
программы,
цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в
музыкально-творческой деятельности:
 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии;
 формирование общего представления о музыкальной картине мира;
 знание основных закономерностей музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
 формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
 умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальным произведениям;
 умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической
и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл
произведений разных жанров и стилей;
7

 умение
воплощать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных
и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться
реализовывать
творческий
потенциал,
осуществляя
собственные
музыкальноисполнительские
замыслы
в
различных видах деятельности;
организовывать культурный
досуг,
самостоятельную
музыкально-творческую
деятельность, музицировать и
использовать ИКТ в музыкальных
играх.

- воспринимать музыку различных
жанров, размышлять о музыкальных
произведениях
как
способе
выражения
чувств
и
мыслей
человека, эмоционально, эстетически
откликаться на искусство, выражая
своё отношение к нему в различных
видах
музыкально-творческой
деятельности;
- ориентироваться в музыкальнопоэтическом
творчестве,
в
многообразии
музыкального
фольклора России, в том числе
родного
края,
сопоставлять
различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить
отечественные
народные
музыкальные традиции;
воплощать
художественнообразное
содержание
и
интонационно-мелодические
особенности профессионального и
народного творчества (в пении,
слове, движении, играх, действах и
др.).

Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться
реализовывать собственные
творческие замыслы в различных
видах музыкальной деятельности (в
пении и интерпретации музыки, игре
на
детских
элементарных
музыкальных
инструментах,
музыкально-пластическом

- соотносить выразительные и
изобразительные
интонации,
узнавать
характерные
черты
музыкальной
речи
разных
композиторов,
воплощать
особенности
музыки
в
исполнительской деятельности на
8

основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и
результатом музыкального развития
на основе сходства и различий
интонаций,
тем,
образов
и
распознавать художественный смысл
различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в
процессе
ансамблевого,
коллективного
(хорового
и
инструментального)
воплощения
различных художественных образов

движении и импровизации);
использовать
систему
графических знаков для ориентации
в нотном письме при пении
простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как
инструментом
духовного
самовыражения и участвовать в
коллективной
творческой
деятельности
при
воплощении
заинтересовавших его музыкальных
образов.

Музыкальная картина мира
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться
- адекватно оценивать явления
музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов
профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов
мира;

исполнять
музыкальные
произведения разных форм и жанров
(пение, драматизация, музыкальнопластическое
движение,
инструментальное музицирование,
импровизация и др.);
определять
виды
музыки,
сопоставлять музыкальные образы в
звучании различных музыкальных
инструментов, в том числе и
современных электронных;
оценивать
и
соотносить
содержание и музыкальный язык
народного и профессионального
музыкального творчества разных
стран мира.

- оказывать помощь в организации и
проведении школьных культурномассовых
мероприятий,
представлять широкой публике
результаты
собственной
музыкально-творческой
деятельности
(пение,
инструментальное музицирование,
драматизация и др.), собирать
музыкальные коллекции (фонотека,
видеотека).

В результате изучения музыки в начальной школе будет обеспечена
готовность
обучающихся
к
дальнейшему
образованию, достигнут
необходимый уровень их музыкального развития, который характеризуется
умениями:
обучающиеся должны
знать/понимать
 слова и мелодию Гимна России;
 выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
9

 смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
 названия изученных жанров и форм музыки;
 образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции
родного края (праздники и обряды);
 названия изученных произведений и их авторов;
 наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие
голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
 узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их
авторов;
 определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
 определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных
произведениях (фрагментах);
 передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
 исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без
сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
 исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору
обучающегося);
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической деятельности и повседневной жизни для:
 восприятия художественных образцов народной, классической и
современной музыки;
 исполнения знакомых песен;
 участия в коллективном пении;
 музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
 передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными
средствами и др.
2. Содержание учебного предмета «Музыка» на уровне начального
общего образования.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности
музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное
проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств, характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш
10

и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет,
симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество
России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа,
обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в
музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние,
выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация –
источник
музыкальной
речи.
Основные
средства
музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности
музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной
грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы
музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и
трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о
музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские
коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и
фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи,
видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский,
женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры:
симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная
сфера, музыкальный язык.

11

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс (33 часа)
№
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема урока
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас»
О музах, покровительницах искусств (Урокпутешествие).
Хор и хоровод (Урок-экскурсия).
Музыка слышна повсюду (Урок-игра). Рождение
музыки как естественное проявление человеческих
чувств.
Мелодия – душа музыки (Урок-путешествие).
Осенняя музыка. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств, характера человека.
Я - композитор. Сочини мелодию.
Каждому нужна азбука.
Азбука в музыке.
Обобщающий урок по теме: «Музыкальная азбука».
Гусли. Струнные музыкальные инструменты.
Русский былинный сказ. «Садко».
Флейта. Духовые музыкальные инструменты.
Картины могут звучать.
Инсценированные песни.
Рождественские песни.
Колядки. Музыка на зимних праздниках.
Тема полугодия: «Музыка и ты»
Родной край. Трио: поэт, художник, композитор.
Утренняя музыка.
Вечерняя музыка.
Портреты в музыке.
Сказку можно разыграть. «Баба-Яга» - русская
народная сказка.
Группы инструментов. Каждый выбирает свой
инструмент.
Храбрость в музыке. Симфония «Богатырская».
Фортепиано в ансамбле с музыкальными
инструментами.
Музыка и мама. Колыбельные.
Клавишные музыкальные инструменты.
Лютня. Чудесный инструмент. Алжирская сказка.
Картины вновь оживают. Звучащие картины.
12

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
31.
32.
33.

Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.

14.
15.

16.
17.
18.

Музыка и цирк. Духовые инструменты.
Театр – звучащий дом.
Сказка и опера. Музыканты как исполнители.
Музыкальный спектакль и афиша.
Музыкальный словарик.
2 класс (34 часа)
Тема урока
Россия – Родина моя (3 ч)
Мелодия – это основа музыки.
Родина моя - Россия. Музыкальные образы родного края
Гимн России.
День, полный событий (7 ч)
Мир ребенка в музыкальных образах
Группа клавишных инструментов. Фортепиано.
Музыка и природа. М.П.Мусоргский и С.С.Прокофьев.
«Прогулка».
Знание названий и особенностей танцев: вальс, полька,
тарантелла, мазурка.
Эти разные марши…
Музыкальные и речевые интонации. Их сходство и
различие.
Музыка и сказка. Колыбельные. Мама.
«О России петь, что стремиться в храм…» (7 ч)
Духовная музыка в творчестве композиторов. Великий
колокольный звон.
Ознакомление с музыкальными инструментами Урала,
музыкальными инструментами народов Севера. Виды
оркестра (оркестр русских народных инструментов).
Понимание строения трехчастной форы. Кантата
«Александр Невский» С.С.Прокофьев. Композитор –
исполнитель – слушатель.
Многообразие
этнокультурных,
исторически
сложившихся традиций. Молитва.
Ознакомление с народной музыкальной традицией
родного края (праздники и обряды). С Рождеством
Христовым!
Народное и профессиональное музыкальное творчество
разных стран мира. Музыка на Новогоднем празднике.
«О России петь - что стремиться в храм...»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
Русские народные инструменты
13

1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1

1
1
1

Фольклор – народная мудрость. Народное творчество
России.
Музыка в народном стиле
Обряды и праздники русского народа
В музыкальном театре (6 ч)
Опера. Детский музыкальный театр
Балет. Детский музыкальный театр
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Ознакомление со смысловыми понятиями – солист, хор.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Ознакомление со смысловыми понятиями – увертюра.
Финал.
В концертном зале (3 ч)
Симфоническая сказка. С.С.Прокофьев. «Петя и волк».
Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
Звучит нестареющий Моцарт!
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч)
Волшебный
цветик-семицветик.
Музыкальные
инструменты (орган). И все это – Бах.
Все в движении. Тройка. Попутная песня
Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.
Легенда.
Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла.
Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Могут
ли иссякнуть мелодии?

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

3 класс (34 часа)
Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.

Тема урока

Кол-во
часов

Россия – Родина моя.
Душа музыки – мелодия. Истоки возникновения
музыки.
Музыка и природа. Жанр романса. Звучащие картины.
Наша слава – русская держава. Канты.
Кантата С.С.Прокофьева. «Александр Невский».
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Родина моя –
русская земля.
День, полный событий.
Музыка и утро в произведения русских и зарубежных
композиторов.
Музыка и портрет. В каждой интонации спрятан
человек.
«Детские альбомы» русских композиторов.
14

1
1
1
1
1

1
1
1

Детские образы в произведения русских композиторов.
«О России петь, что стремиться в храм».
Музыка в церкви, храмах. Аве, Мария. Богородице
Дево, радуйся!
Ознакомление с понятием тропарь. Песнь материнства.
Напевность в музыке, связанной с образом матери.
Воскресенье Вербное. Песнопения величания.
Музыкальный образ праздника в классической и
современной музыке.
Анализ
и
соотнесение
выразительных
и
изобразительных интонаций, свойств музыки.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Былины. Настрою гусли на старинный лад.
Русская старина. Садко и Морской Царь.
Обряды и обычаи Руси. Прощание с Масленицей.
М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Увертюра как понятие. Образы Фарлафа и Наины.
К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
Н.А.Римский-Корсаков.
Опера
«Снегурочка».
Волшебное дитя природы.
П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица». Две феи.
Мюзикл. Современные ритмы.
В концертном зале.
Концерт как музыкальное состязание.
Флейта и скрипка как духовой и струнный музыкальные
инструменты.
Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт».

1

28. Л.ван Бетховен. Симфония «Героическая».
«Чтоб музыкантом быть, надобно уменье…»
29. Явление XX века – джаз. Острый ритм.
30. Мир Г.В.Свиридова. Грусть просторов.
31. Мир в музыке С.С.Прокофьева.
32. Музыка и напевность родной природы. Э.Григ,
П.И.Чайковский.
33. В.А.Моцарт. Симфония №40.
34. Л.ван Бетховен. Симфония№9. Знакомство с понятием
ода.

1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

4 класс (34 часа)
№

Кол-во
часов

Тема урока
15

1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

Россия – Родина моя.
С.В.Рахманинов. Мелодика. Знакомство с понятием
вокализ.
Выявление общности истоков и особенностей народной
и профессиональной музыки. Зарождение русской
народной песни.
Жанры русских народных песен. Музыкальная
интонация как основа музыкального искусства.
Выявление патриотической темы в русской классике.
Осмысление понятий: лирика в поэзии и музыке.
С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
О России петь, что стремиться в храм.
Русские святые земли Русской. Знакомство с понятием
стихира.
Понимание выразительности и изобразительности
музыкальной интонации. Зимнее утро, зимний вечер.
Понимание
понятий:
музыкальная
живопись,
выразительность и изобразительность музыкальной
интонации.
Знание
жанров
народных
песен,
народные
музыкальные традиции (праздники и обряды).
Закрепление ранее изученных жанров. Понимание
значения колокольных звонов и колокольности в
музыке русских композиторов. С.В.Рахманинов.
«Светлый праздник» из сюиты-фантазии для двух
фортепиано.
День, полный событий.
Пастораль. Лирика в музыке и поэзии.
Выразительность, изобразительность в музыке. Зимнее
утро, зимний вечер.
Преображение сказки в опере. Н.А.Римский Корсаков, П.И.Чайковский.
Знакомство с понятием романс. Соло, дуэты и ансамбли.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Соотношение музыкального языка народного и
профессионального музыкального творчества разных
стран мира. Композитор – имя ему народ.
Знание состава оркестра русских народных
инструментов. Творческие коллективы.
Ознакомление с
музыкальным
фольклором
народов России и мира. «Музыкант-чародей».
Белорусская народная сказка.
В концертном зале.
16

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

17. Знакомство с музыкальными инструментами (скрипка,
виолончель). Вариации на тему рококо. Музыка
А.Бородина и П.Чайковского.
18. Закрепление изученных жанров и форм музыки: песня,
романс, вокализ, сюита. М.П.Мусоргский. «Картинки с
выставки» («Старый замок»).
19. Картины родной природы. С.В.Рахманинов. Счастье в
сирени живёт. Музыкальное исполнение как способ
творческого самовыражения в искусстве. Различные
виды музыки: вокальная, сольная.
20. Ознакомление с творчеством композитора Ф. Шопена.
с
понятиями
полонез, мазурка,
21. Знакомство
музыкальный образ, музыкальная драматургия,
контраст, речитатив.
22. Знакомство с творчеством композитора Л.ван
Бетховена. Осмысление музыкальной формы – соната.
23. Странствия композиторов, творчество М.И.Глинки.
Закрепление знаний групп симфонического оркестра.
Царит гармония оркестра.
В музыкальном театре.
24. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». II действие. Бал в
замке польского короля.
25. М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». Русская
народная песня «Исходила младёшенька».
26. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.И.Хачатурян.
27. Осмысление песенности, танцевальности, маршевости
как основы становления более сложного жанра
– балета. И.Ф.Стравинсикй. Балет «Петрушка».
28. Осмысление песенности, танцевальности, маршевости
как основы становления более сложных жанров –
оперетты и мюзикла. Театр музыкальной комедии.
Чтоб музыкантом быть, надобно уменье.
29. Осмысление интонации как внутреннего озвученного
состояния; жанры фортепианной музыки - прелюдия,
этюд. С.В.Рахманинов.
30. Ф.Шопен. Исповедь души композитора. Жанр
прелюдии.
31. Ф.Шопен. «Революционный этюд». Музыкальный
жанр.
32. Исполнение как способ творческого самовыражения в
искусстве (понятие мастерства).
33. Старинные инструменты. Музыкальный инструмент 17

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

гитара.
34. Интонационная выразительность музыкальной речи
композиторов: Л.Бетховена, Э.Грига, М.Мусоргского.

18

1

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».