МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Никандрова Е.А. Приказ № ___________________ от « »_______________2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов начального общего образования на 2022 – 2023 учебный год Составители: методическое объединение учителей начальных классов Екатеринбург, 2022 Содержание рабочей программы Стр. 1. Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» на 2 уровне начального общего образования 2. Содержание учебного предмета «Музыка» на уровне 10 начального общего образования 3. Тематическое планирование 12 1 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования 1 класс Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; уважительное отношение к культуре других народов; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; –определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности; –позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; 2 формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 2 класс Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; уважительное отношение к культуре других народов; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Метапредметные результаты: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; Предметные результаты: 3 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 3 класс Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; 4 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.). Предметные результаты: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; 5 умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 4 класс Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; формирование этических чувств доброжелательностии эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; 6 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; 7 умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. Музыка в жизни человека Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх. - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; - ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественнообразное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Основные закономерности музыкального искусства Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом - соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на 8 основе полученных знаний; - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; - владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. Музыкальная картина мира Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). В результате изучения музыки в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их музыкального развития, который характеризуется умениями: обучающиеся должны знать/понимать слова и мелодию Гимна России; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; 9 смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных жанров и форм музыки; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров; уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах; исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия; исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. 2. Содержание учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования. Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш 10 и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера, музыкальный язык. 11 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс (33 часа) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Тема урока Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» О музах, покровительницах искусств (Урокпутешествие). Хор и хоровод (Урок-экскурсия). Музыка слышна повсюду (Урок-игра). Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Мелодия – душа музыки (Урок-путешествие). Осенняя музыка. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. Я - композитор. Сочини мелодию. Каждому нужна азбука. Азбука в музыке. Обобщающий урок по теме: «Музыкальная азбука». Гусли. Струнные музыкальные инструменты. Русский былинный сказ. «Садко». Флейта. Духовые музыкальные инструменты. Картины могут звучать. Инсценированные песни. Рождественские песни. Колядки. Музыка на зимних праздниках. Тема полугодия: «Музыка и ты» Родной край. Трио: поэт, художник, композитор. Утренняя музыка. Вечерняя музыка. Портреты в музыке. Сказку можно разыграть. «Баба-Яга» - русская народная сказка. Группы инструментов. Каждый выбирает свой инструмент. Храбрость в музыке. Симфония «Богатырская». Фортепиано в ансамбле с музыкальными инструментами. Музыка и мама. Колыбельные. Клавишные музыкальные инструменты. Лютня. Чудесный инструмент. Алжирская сказка. Картины вновь оживают. Звучащие картины. 12 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. 30. 31. 32. 33. Номер урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Музыка и цирк. Духовые инструменты. Театр – звучащий дом. Сказка и опера. Музыканты как исполнители. Музыкальный спектакль и афиша. Музыкальный словарик. 2 класс (34 часа) Тема урока Россия – Родина моя (3 ч) Мелодия – это основа музыки. Родина моя - Россия. Музыкальные образы родного края Гимн России. День, полный событий (7 ч) Мир ребенка в музыкальных образах Группа клавишных инструментов. Фортепиано. Музыка и природа. М.П.Мусоргский и С.С.Прокофьев. «Прогулка». Знание названий и особенностей танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Эти разные марши… Музыкальные и речевые интонации. Их сходство и различие. Музыка и сказка. Колыбельные. Мама. «О России петь, что стремиться в храм…» (7 ч) Духовная музыка в творчестве композиторов. Великий колокольный звон. Ознакомление с музыкальными инструментами Урала, музыкальными инструментами народов Севера. Виды оркестра (оркестр русских народных инструментов). Понимание строения трехчастной форы. Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Молитва. Ознакомление с народной музыкальной традицией родного края (праздники и обряды). С Рождеством Христовым! Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыка на Новогоднем празднике. «О России петь - что стремиться в храм...» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) Русские народные инструменты 13 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Фольклор – народная мудрость. Народное творчество России. Музыка в народном стиле Обряды и праздники русского народа В музыкальном театре (6 ч) Опера. Детский музыкальный театр Балет. Детский музыкальный театр Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Ознакомление со смысловыми понятиями – солист, хор. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Ознакомление со смысловыми понятиями – увертюра. Финал. В концертном зале (3 ч) Симфоническая сказка. С.С.Прокофьев. «Петя и волк». Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» Звучит нестареющий Моцарт! «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч) Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. Все в движении. Тройка. Попутная песня Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс (34 часа) Номер урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема урока Кол-во часов Россия – Родина моя. Душа музыки – мелодия. Истоки возникновения музыки. Музыка и природа. Жанр романса. Звучащие картины. Наша слава – русская держава. Канты. Кантата С.С.Прокофьева. «Александр Невский». М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Родина моя – русская земля. День, полный событий. Музыка и утро в произведения русских и зарубежных композиторов. Музыка и портрет. В каждой интонации спрятан человек. «Детские альбомы» русских композиторов. 14 1 1 1 1 1 1 1 1 Детские образы в произведения русских композиторов. «О России петь, что стремиться в храм». Музыка в церкви, храмах. Аве, Мария. Богородице Дево, радуйся! Ознакомление с понятием тропарь. Песнь материнства. Напевность в музыке, связанной с образом матери. Воскресенье Вербное. Песнопения величания. Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. Анализ и соотнесение выразительных и изобразительных интонаций, свойств музыки. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Былины. Настрою гусли на старинный лад. Русская старина. Садко и Морской Царь. Обряды и обычаи Руси. Прощание с Масленицей. М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра как понятие. Образы Фарлафа и Наины. К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица». Две феи. Мюзикл. Современные ритмы. В концертном зале. Концерт как музыкальное состязание. Флейта и скрипка как духовой и струнный музыкальные инструменты. Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». 1 28. Л.ван Бетховен. Симфония «Героическая». «Чтоб музыкантом быть, надобно уменье…» 29. Явление XX века – джаз. Острый ритм. 30. Мир Г.В.Свиридова. Грусть просторов. 31. Мир в музыке С.С.Прокофьева. 32. Музыка и напевность родной природы. Э.Григ, П.И.Чайковский. 33. В.А.Моцарт. Симфония №40. 34. Л.ван Бетховен. Симфония№9. Знакомство с понятием ода. 1 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс (34 часа) № Кол-во часов Тема урока 15 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Россия – Родина моя. С.В.Рахманинов. Мелодика. Знакомство с понятием вокализ. Выявление общности истоков и особенностей народной и профессиональной музыки. Зарождение русской народной песни. Жанры русских народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства. Выявление патриотической темы в русской классике. Осмысление понятий: лирика в поэзии и музыке. С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». О России петь, что стремиться в храм. Русские святые земли Русской. Знакомство с понятием стихира. Понимание выразительности и изобразительности музыкальной интонации. Зимнее утро, зимний вечер. Понимание понятий: музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Знание жанров народных песен, народные музыкальные традиции (праздники и обряды). Закрепление ранее изученных жанров. Понимание значения колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. С.В.Рахманинов. «Светлый праздник» из сюиты-фантазии для двух фортепиано. День, полный событий. Пастораль. Лирика в музыке и поэзии. Выразительность, изобразительность в музыке. Зимнее утро, зимний вечер. Преображение сказки в опере. Н.А.Римский Корсаков, П.И.Чайковский. Знакомство с понятием романс. Соло, дуэты и ансамбли. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Соотношение музыкального языка народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Композитор – имя ему народ. Знание состава оркестра русских народных инструментов. Творческие коллективы. Ознакомление с музыкальным фольклором народов России и мира. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. В концертном зале. 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17. Знакомство с музыкальными инструментами (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Музыка А.Бородина и П.Чайковского. 18. Закрепление изученных жанров и форм музыки: песня, романс, вокализ, сюита. М.П.Мусоргский. «Картинки с выставки» («Старый замок»). 19. Картины родной природы. С.В.Рахманинов. Счастье в сирени живёт. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. 20. Ознакомление с творчеством композитора Ф. Шопена. с понятиями полонез, мазурка, 21. Знакомство музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст, речитатив. 22. Знакомство с творчеством композитора Л.ван Бетховена. Осмысление музыкальной формы – соната. 23. Странствия композиторов, творчество М.И.Глинки. Закрепление знаний групп симфонического оркестра. Царит гармония оркестра. В музыкальном театре. 24. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». II действие. Бал в замке польского короля. 25. М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». Русская народная песня «Исходила младёшенька». 26. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.И.Хачатурян. 27. Осмысление песенности, танцевальности, маршевости как основы становления более сложного жанра – балета. И.Ф.Стравинсикй. Балет «Петрушка». 28. Осмысление песенности, танцевальности, маршевости как основы становления более сложных жанров – оперетты и мюзикла. Театр музыкальной комедии. Чтоб музыкантом быть, надобно уменье. 29. Осмысление интонации как внутреннего озвученного состояния; жанры фортепианной музыки - прелюдия, этюд. С.В.Рахманинов. 30. Ф.Шопен. Исповедь души композитора. Жанр прелюдии. 31. Ф.Шопен. «Революционный этюд». Музыкальный жанр. 32. Исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве (понятие мастерства). 33. Старинные инструменты. Музыкальный инструмент 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 гитара. 34. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена, Э.Грига, М.Мусоргского. 18 1 19