Пояснительная записка Назначение плана внеурочной деятельности — психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности составлен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом МАОУ гимназия №35, Лицензией (серия 66Л01, №0004132), ООП НОО. План внеурочной деятельности формируется МАОУ гимназия №35 с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Целью внеурочной деятельности в образовательном учреждении является создание условий для самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и развития их способностей. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Характеристика основных направлений и целей внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: 1) целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; 2) преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); 3) учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; 4) использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Формы организации внеурочной деятельности: учебные курсы и факультативы; художественные и музыкальные студии, спортивные секции; соревнования, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др. Внеурочная деятельность МАОУ гимназия №35 строится непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации. При организации внеурочной деятельности непосредственно в МАОУ гимназия №35 могут принимать участие все педагогические работники 2. (учителя начальной школы, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной учитель, ведущий класс начальной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. МАОУ гимназия № 35 на учебный год разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, исходя из возможностей образовательного учреждения и запросов участников образовательных отношений (обучающихся и (или) родителей (законных представителей)), соблюдая требования действующего законодательства: 1) обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в учреждении и не предусмотрены учебным планом. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 2) обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений, обучающихся в установленном федеральным законом порядке. Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения. Таким образом, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня (до 1320 академических часов за четыре года обучения). Рабочие программы курсов внеурочной деятельности, являющиеся составной частью образовательной программы, самостоятельно разрабатываются педагогическими работниками образовательной организации и учреждений дополнительного образования в соответствии с требованиями к рабочим программам курсов внеурочной деятельности и являются приложением к ООП НОО. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему. Основные направления внеурочной деятельности 1. Разговоры о важном «Разговоры o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается обучающийся вне зависимости от региона проживания, гарантирующих каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. 2. Спортивно-оздоровительная деятельность «Волейбол» «Футбол» «Подвижные игры» Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. Форма организации: спортивная секция. Коммуникативная деятельность «Немецкая мозаика» Цель программы: -создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка, -развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; -знакомство с элементами традиционной детской немецкоязычной культуры. Внеурочная деятельность по немецкому языку традиционно основана на трех формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, 3. проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. Художественно -эстетическая творческая деятельность «Ритмика» Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству. Форма организации: студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров. 4. Информационная культура (социальное) «Программа развития социальной активности «Орлята России» Цель: создать целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. 5. Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр. технических устройств. 6. Интеллектуальные марафоны (общеинтеллектуальное) «Развитие познавательных способностей. Умники и умницы» В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. «Учение с увлечением! » (общеинтеллектуальное) «Мир деятельности» Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у обучающихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. 7. Направление 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Разговоры о важном Спортивнооздоровительное (Футбол, волейбол) Коммуникативная деятельность (Немецкая мозаика) Художественноэстетическая творческая деятельность (Кисточка) 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/33 - - - Информационная культура (Орлята России) 1/33 2/68 2/68 2/68 Интеллектуальные марафоны (Умники и умницы) Учение с увлечением (Мир деятельности) 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 Всего 5/165 811 6/204 7/238 6/204 - 1/34 Приложение 1 Направление Название программы Класс Количест во часов в неделю Количест во часов в год Сысак Ю.В. 1а 1б 1в 1г 1д 1е 1и 1л 2а 2б 2в 2г 2д 2е 3а 3б 3в 3г 3д 3е 4а 4б 4в 4г 2а 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 33 33 33 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 Сайнудинова Н.К. 2б 1 34 Харченко М.Н. 2г 1 34 Акименко В.В. 1абвгд еил 8 264 3 102 ФИО педагога Классные руководители Разговоры о важном Учение с увлечением! Художествен ноэстетическая творческая деятельность Спортивнооздоровитель ное Разговоры о важном Мир деятельности «Ритмика» Кучумов Д.В. Волейбол Футбол Макаров С.В Подвижные игры Башмаков С.А. Учителя 1-х классов «Олимпиадная математика» Интеллектуал ьные марафоны Коммуникати вная деятельность «Развитие познавательны х способностей «Умники и умницы» «Немецкая мозаика» Васильева А.С. Иванова М.В. Гаряева Я.Е. Иванова М.В. Насибулина Н.Е. Васильева А.С. Козицына А.С. Ложкина О.В. Жданова И.Н. Степанова И.Ю. Горюнова Л.С. Анциферова К.И. Сидоренко Н.Е. Речкунова Л.А. Классные руководители Информацио нная культура (социальное) «Программа развития социальной активности «Орлята России» 2 68 2 3 102 1а 1б 1в 1г 1д 1е 1и 1л 2в 2д 2е 3а 3б 3в 3г 3д 3е 4а 4б 4в 4г 3б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 33 33 33 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 1а 1б 1в 1г 1д 1е 1и 1л 2а 2б 2в 2г 2д 2е 3а 3б 3в 3г 3д 3е 4а 4б 4в 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 33 33 33 33 33 33 33 33 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 4г 1 68