МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Никандрова Е.А.
Приказ 82-од от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадная сборная гимназии 35. История»
7 класс
Екатеринбург, 2023
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
- Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
-
-
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения
к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления
Метапредметные результаты:
• знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы,
•
•
•
•
•
•
требующие письменного ответа, и др.);
знать особенности решения олимпиадных заданий;
уметь самостоятельно находить интересные заочные олимпиады и конкурсы, а
также активно участвовать в них;
уметь нестандартно подходить к решению задач;
уметь выполнять творческие задания;
уметь пользоваться различными источниками и самостоятельно находить в них
нужную информацию;
работать с иллюстрациями.
Предметные результаты:
• соотносить даты события истории с определенным хронологическим отрезком;
• группировать события и явления истории по какому-либо признаку;
• показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и
терминов истории;
• анализировать исторический источник;
• группировать события и явления истории по какому-либо признаку;
• знать вклад в историю того или иного государственного деятеля.
Обучающийся научится:
• решать задания на знание событий, описанных в источниках;
• решать задания на знание терминологии;
• решать задания на знание городов в истории;
• решать задания на знание терминологии;
• решать задания на знание органов управления и законодательных актов;
• решать задания на знание территориального расширения России;
• решать задания на поиск единства;
• решать задания на знание хронологии;
• решать задания на установление соответствия;
• решать задания на поиск пропущенных слов;
• работать с картой;
• решать задания на тему: "Верны суждения или нет";
•
•
•
•
•
•
•
•
•
работать с изображениями;
характеризовать источник;
решать задания по Всеобщей истории;
работать с высказываниями историков;
писать эссе.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять полученные знания и умения;
уметь решать задачи с производственным содержанием;
уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний;
уметь пользоваться источниками.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные
виды олимпиадных заданий. Олимпиады по истории. Структура основных перечневых
олимпиад и этапов ВсОШ. Виды заданий. Основные модели подготовки.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни
пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц,
анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями,
теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений,
характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров,
характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и
исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического
примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей.
Написание исторического эссе.
Тестирование с различными видами заданий
Выполнение итогового теста
Содержание заданий различных типов.
Ключевые проблемы истории России до XVII в.
Теория: Предпосылки образования древнерусского государства. Экономические и
общественные отношения в Киевской Руси. Особенности феодальной раздробленности на
Руси. Черты политического строя русских княжеств. Генеалогия Рюриковичей. Различные
точки зрения на последствия монголо-татарского нашествия. Объединение русских земель.
Литва, Орда и Русь. Оформление идеологии самодержавия.
Практика:
Практикум по теме «Древнерусское государство до XIII в».
Практикум по теме «Русь в XIV-XVI вв.: от Московского княжества к Московии».
Ключевые проблемы истории России XVII в.
Теория: Смутное время: проблема выбора пути. Сословно-представительная монархия
первых Романовых. Раскол в контексте культуры. Россия накануне петровских реформ:
предпосылки реформ.
Практика:
Практикум по теме «Россия накануне петровских реформ».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название раздела, темы
Общее
Форма занятия
количество
часов
4.
Введение: зачем нужны олимпиады; виды 1
олимпиадных заданий
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен,
фактов
5
Общая характеристика заданий данного типа
1
Задания по принципу образования и
продолжения рядов
1
Задания типа «Заполни пропуски»
1
5.
Задания на выявление лишнего элемента
1
6.
Самостоятельное выполнение заданий
1
7.
8.
Раздел II. Задания на соответствие
элементов
3
Общая характеристика заданий этого типа
1
Выполнение заданий с учителем
1
9.
Самостоятельная работа с тестами этого типа
1.
2.
3.
1
11.
Раздел III. Работа со схемами, таблицами,
графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
6
Общая характеристика заданий данного типа
1
Как выполнять задания со схемами
1
12.
Анализ таблиц и построение таблиц
10.
1
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
13.
Работа с графиками
14.
16.
Задания на анализ приведенных в диаграмме
данных
Самостоятельная работа с заданиями данного
типа
Раздел
IV.
Задания
по
работе
с
изобразительным рядом
Общая характеристика заданий
17.
Практическое выполнение заданий
18.
Раздел V. Работа с историческими
обществоведческими текстами
Общая характеристика заданий этого типа
15.
1
1
1
2
1
1
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
и
6
1
1920.
2122
23.
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Работа с историческими текстами
2
Работа с обществоведческими текстами
Самостоятельная работа с текстом
2
1
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Раздел VI. Решение познавательных задач
4
1
24.
Общая характеристика заданий
25.
Решение познавательных исторических задач
26.
Решение познавательных обществоведческих
задач
Самостоятельная
работа
с
задачами
познавательного характера
Раздел VII. Выполнение заданий с
развернутыми текстами
Общая характеристика заданий
1
27.
28.
2931
3233
34.
Написание сочинения - эссе
1
1
6
1
3
Составление исторических текстов из заданных
слов
2
Тестирование с различными видами
заданий
1
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Тестирование
Литература
1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2003. –
304 с.
2. Горский, А. Москва и Орда / А. Горский. – Москва: Ломоносовъ, 2016. – 296 с.
3. Горский, А. Средневековая Русь. О чем говорят источники / А. Горский. – Москва:
Ломоносовъ, 2016. – 216 с.
4. История России с древнейших времен до конца XVII века / А. П. Новосельцев [и др.]. –
Москва: Издательство АСТ, 1999. – 576 с.
5. Николаенко, С. В. Методика формирования исторических понятий на уроках истории /
С. В. Николаенко // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 8. – С. 62-67. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://olympiada.prlib.ru/#/Welcome
6. Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://olympiada.spbu.ru/index.php/olimpiadashkolnikov/normativnye-dokumenty
7. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://ovio.pravolimp.ru/
8. Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://abiturient.tsu.ru/olymp/orm/
9. Сайт Российского совета Олимпиад школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://rsr-olymp.ru/