РП по курсу внеурочной деятельности Олимпиадная сборная гимназии 35. История, 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Никандрова Е.А.
Приказ 82-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадная сборная гимназии 35. История»
7 класс

Екатеринбург, 2023

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:

- Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
-

-

народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения
к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления

Метапредметные результаты:

• знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы,
•
•
•
•
•
•

требующие письменного ответа, и др.);
знать особенности решения олимпиадных заданий;
уметь самостоятельно находить интересные заочные олимпиады и конкурсы, а
также активно участвовать в них;
уметь нестандартно подходить к решению задач;
уметь выполнять творческие задания;
уметь пользоваться различными источниками и самостоятельно находить в них
нужную информацию;
работать с иллюстрациями.

Предметные результаты:
• соотносить даты события истории с определенным хронологическим отрезком;
• группировать события и явления истории по какому-либо признаку;
• показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и
терминов истории;
• анализировать исторический источник;
• группировать события и явления истории по какому-либо признаку;
• знать вклад в историю того или иного государственного деятеля.
Обучающийся научится:
• решать задания на знание событий, описанных в источниках;
• решать задания на знание терминологии;
• решать задания на знание городов в истории;
• решать задания на знание терминологии;
• решать задания на знание органов управления и законодательных актов;
• решать задания на знание территориального расширения России;
• решать задания на поиск единства;
• решать задания на знание хронологии;
• решать задания на установление соответствия;
• решать задания на поиск пропущенных слов;
• работать с картой;
• решать задания на тему: "Верны суждения или нет";

•
•
•
•
•
•
•
•
•

работать с изображениями;
характеризовать источник;
решать задания по Всеобщей истории;
работать с высказываниями историков;
писать эссе.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять полученные знания и умения;
уметь решать задачи с производственным содержанием;
уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний;
уметь пользоваться источниками.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные
виды олимпиадных заданий. Олимпиады по истории. Структура основных перечневых
олимпиад и этапов ВсОШ. Виды заданий. Основные модели подготовки.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни
пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц,
анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями,
теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений,
характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров,
характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и
исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического
примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей.
Написание исторического эссе.
Тестирование с различными видами заданий
Выполнение итогового теста
Содержание заданий различных типов.
Ключевые проблемы истории России до XVII в.
Теория: Предпосылки образования древнерусского государства. Экономические и
общественные отношения в Киевской Руси. Особенности феодальной раздробленности на
Руси. Черты политического строя русских княжеств. Генеалогия Рюриковичей. Различные
точки зрения на последствия монголо-татарского нашествия. Объединение русских земель.

Литва, Орда и Русь. Оформление идеологии самодержавия.
Практика:
Практикум по теме «Древнерусское государство до XIII в».
Практикум по теме «Русь в XIV-XVI вв.: от Московского княжества к Московии».
Ключевые проблемы истории России XVII в.
Теория: Смутное время: проблема выбора пути. Сословно-представительная монархия
первых Романовых. Раскол в контексте культуры. Россия накануне петровских реформ:
предпосылки реформ.
Практика:
Практикум по теме «Россия накануне петровских реформ».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Название раздела, темы

Общее
Форма занятия
количество
часов

4.

Введение: зачем нужны олимпиады; виды 1
олимпиадных заданий
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен,
фактов
5
Общая характеристика заданий данного типа
1
Задания по принципу образования и
продолжения рядов
1
Задания типа «Заполни пропуски»
1

5.

Задания на выявление лишнего элемента

1

6.

Самостоятельное выполнение заданий

1

7.
8.

Раздел II. Задания на соответствие
элементов
3
Общая характеристика заданий этого типа
1
Выполнение заданий с учителем
1

9.

Самостоятельная работа с тестами этого типа

1.

2.
3.

1

11.

Раздел III. Работа со схемами, таблицами,
графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
6
Общая характеристика заданий данного типа
1
Как выполнять задания со схемами
1

12.

Анализ таблиц и построение таблиц

10.

1

Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий

Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий

13.

Работа с графиками

14.

16.

Задания на анализ приведенных в диаграмме
данных
Самостоятельная работа с заданиями данного
типа
Раздел
IV.
Задания
по
работе
с
изобразительным рядом
Общая характеристика заданий

17.

Практическое выполнение заданий

18.

Раздел V. Работа с историческими
обществоведческими текстами
Общая характеристика заданий этого типа

15.

1

1
1
2
1
1

Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий

и
6
1

1920.
2122
23.

Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий

Работа с историческими текстами

2

Работа с обществоведческими текстами
Самостоятельная работа с текстом

2
1

Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий

Раздел VI. Решение познавательных задач
4
1

24.

Общая характеристика заданий

25.

Решение познавательных исторических задач

26.

Решение познавательных обществоведческих
задач
Самостоятельная
работа
с
задачами
познавательного характера
Раздел VII. Выполнение заданий с
развернутыми текстами
Общая характеристика заданий

1

27.

28.
2931
3233
34.

Написание сочинения - эссе

1
1
6
1

3

Составление исторических текстов из заданных
слов
2
Тестирование с различными видами
заданий
1

Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Тестирование

Литература
1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2003. –
304 с.
2. Горский, А. Москва и Орда / А. Горский. – Москва: Ломоносовъ, 2016. – 296 с.

3. Горский, А. Средневековая Русь. О чем говорят источники / А. Горский. – Москва:
Ломоносовъ, 2016. – 216 с.
4. История России с древнейших времен до конца XVII века / А. П. Новосельцев [и др.]. –
Москва: Издательство АСТ, 1999. – 576 с.
5. Николаенко, С. В. Методика формирования исторических понятий на уроках истории /
С. В. Николаенко // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 8. – С. 62-67. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://olympiada.prlib.ru/#/Welcome
6. Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://olympiada.spbu.ru/index.php/olimpiadashkolnikov/normativnye-dokumenty
7. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://ovio.pravolimp.ru/
8. Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://abiturient.tsu.ru/olymp/orm/
9. Сайт Российского совета Олимпиад школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://rsr-olymp.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».