МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Никандрова Е.А.
Приказ 82-од от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадная сборная гимназии 35. Обществознание»
8-9 классы
Екатеринбург, 2023
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по
Личностные результаты:
- Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
-
-
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления
Метапредметные результаты:
- Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
-
-
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов)
Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов
Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)
Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/
результата
Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов
Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности
Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный
и
нехудожественный
учебный,
научно-популярный,
информационный, текст non-fiction)
- Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
-
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его
Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие
цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
Первый год обучения (8 класс )
Предметные результаты. Обучающийся научится:
- распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта,
элементы его описания;
- определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака,
предложенной характеристики;
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и
исключать лишнее;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
-
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-
осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных
наук;
Обучающийся получит возможность научиться
- анализировать,
классифицировать,
интерпретировать
имеющуюся
социальную
информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
-
применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов,
деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Второй год обучения (9 класс)
Предметные результаты. Обучающийся научится:
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма
в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- владеть
способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Обучающийся получит возможность научиться
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом
характера ошибок;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
2. Содержание курса внеурочной деятельности:
Введение. Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и
основные виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски».
Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов
Соответствие элементов из двух перечней
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ
диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями,
теориями, явлениями
Раздел V. Работа с обществоведческими текстами
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений,
характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров,
характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и
исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера
через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание сочинений - эссе.
Тестирование с различными видами заданий
Выполнение итогового теста
1. Тематические планирование
68 часов, 2 часа в неделю
№
п/п Название раздела, темы
1.
Виды Олимпиад. Основные требования к
Олимпиадам и основные виды Олимпиадных
заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен,
фактов
2.
Общая характеристика заданий данного типа
3.
Задания по принципу образования и
продолжения рядов
Общее
количество
часов
Форма занятия
2
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
10
2
4.
Задания типа «Заполни пропуски»
2
2
5.
Задания на выявление лишнего элемента
2
6.
Индивидуальное выполнение заданий
2
Раздел II. Задания на соответствие элементов
7.
Выполнение заданий с учителем
9.
Индивидуальная работа с тестами этого типа
2
2
2
Раздел III. Работа со схемами, таблицами,
графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
10. Общая характеристика заданий данного типа
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
12
11. Как выполнять задания со схемами
2
2
12. Анализ таблиц и построение таблиц
2
13. Работа с графиками
2
14. Задания на анализ приведенных в диаграмме
данных
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
6
Общая характеристика заданий этого типа
8.
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
2
15. Индивидуальная работа с заданиями данного
типа
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
2
Раздел IV. Задания по работе с
изобразительным рядом
16. Общая характеристика заданий
4
2
17. Практическое выполнение заданий
2
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Раздел V. Работа с историческими и
обществоведческими текстами
12
18. Общая характеристика заданий этого типа
2
19
20. Работа с историческими текстами
21
22
Работа с обществоведческими текстами
23. Индивидуальная работа с текстом
4
4
2
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Раздел VI. Решение познавательных задач
8
2
24. Общая характеристика заданий
25. Решение познавательных исторических задач
2
26. Решение познавательных обществоведческих
задач
2
27. Индивидуальная работа с задачами
познавательного характера
Раздел VII. Выполнение заданий с
развернутыми текстами
2
28. Общая характеристика заданий
6
2
29
31
Написание сочинения - эссе
4
32- Составление исторических текстов из заданных
33 слов
2
34. Тестирование с различными видами заданий 2
35. Итоговое занятие
2
36 Участие в тренировочной олимпиаде
4
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Тестирование заданий
Практикум – выполнение
олимпиадных заданий
Олимпиада
Интернет-ресурсы.
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской
Федерации.
http://www.socionet.ru —
Соционет:
информационное пространство по
общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.gks.ru —
Федеральная служба государственной статистики: базы
данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —
обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе
(дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug pril/gv index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской
газете».
http://www.50.economicus.ru —
50
лекций
по
микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации:
официальный
сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru —
журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil Nik/23.htm —
Духовная
жизнь общества
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический
портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ —
Национальный
портал
«Природа
России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http://www.glossary.ru/ —
Глоссарий
по
социальным
наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Литература
Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных
мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., «Глобус», 2009
Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., «Вако»,
2013
Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный
этапы. Ростов - на - Дону, «Легион», 2012
Олимпиадные задания разного уровня, задания прошлых лет, сайт https://vos.olimpiada.ru/