МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ гимназия № 35 __________/ Никандрова Е.А./ Приказ № ______ от ______ 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Олимпиадная сборная гимназии 35. Физика 10 класс» Екатеринбург 2023 Планируемые результаты. Ожидаемым результатом обучения детей является приобретение и развитие детьми комплекса следующих результатов: Предметные Учащиеся должны уметь: − классифицировать задачи; − анализировать физическое явление; − формировать собственный алгоритм решения задач, определять адекватные способы и методы решения задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней сложности; − выполнять математические расчеты разнообразными способами, в том числе, для нахождения неизвестной величины в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики; − прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными физическими знаниями. Личностные − сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; − убежденность в возможности познания природы, в возможности решения практических задач познания физических явлений и законов физики на основе решения физических задач. − самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; − готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; − мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода; − формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные − овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; − понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; − формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его; − приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; − развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; − освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; − использование различных источников информации, включая энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных; − осознанный выбор средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, рисунок) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Содержание обучения Олимпиадные задачи курса 7, 8 и 9 классов (9 часов) Анализ задач школьного и муниципального этапа ВСОШ по физике. Механическое движение: решение расчетных и графических задач. Сила Архимеда. Условие плавания тел. Атмосферное давление. Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс. Уравнение теплового баланса: нагревание, сгорание топлива, изменение агрегатных состояний вещества. Кинематика (4 часа) Относительность движения. Координатный Движение со связями (кинематика). метод: баллистическое движение. Динамика, статика (8 часов) Законы Ньютона. Силы в природе. Наклонная плоскость. Связанные тела. Динамика конического маятника. Движение со связями (динамика). Центр масс. Движение с переменной массой. Равновесие систем, имеющих точку опоры или ось вращения. Законы сохранения (7 часов) Количество движения. Упругие и неупругие взаимодействия. Работа и энергия. Консервативные системы. Мертвая петля. Соскальзывание со сферы. Неконсервативные системы. Молекулярная физика и термодинамика (6 часов) Атомы и молекулы. Поршни. Газ и пружина. Трубка с ртутью. Полупрозрачные перегородки. Работа в цикле. Тепловые двигатели. Холодильник и тепловой насос. Тематическое планирование № 1. 2. Кол- во Форма занятия часов Олимпиадные задачи курса 7, 8 и 9 классов (9 часов) Вводный урок. Инструктаж по технике 1 Беседа безопасности. Анализ задач школьного и муниципального этапа ВСОШ по физике. Решение расчетных и Механическое движение: решение расчетных и экспериментальных олимпиадных 1 графических задач. задач Тема 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 3. Сила Архимеда. Условие плавания тел. 4. Атмосферное давление. Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс. 5. Уравнение теплового баланса: нагревание, сгорание топлива, изменение агрегатных состояний вещества. 1 6. КПД тепловой установки. 1 7. Законы постоянного тока: расчет сопротивления участка со смешанным соединением проводников. 1 8. Законы постоянного тока: расчет симметричных цепей. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 9. Расчет цепей с перемычками. Правила Кирхгофа. Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач Кинематика (4 часа) 10. Относительность движения. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 11. Координатный метод: баллистическое движение. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 12. Координатный метод: баллистическое движение. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 13. Движение со связями (кинематика). Динамика, статика (8 часов) 14. Законы Ньютона. Силы в природе. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 15. Наклонная плоскость. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 16. 17. Связанные тела. Динамика конического маятника. 18. Движение со связями (динамика) 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 19. Центр масс. Движение с переменной массой. 20. Равновесие систем, имеющих точку опоры или ось вращения. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 21. Равновесие систем, имеющих точку опоры или ось вращения. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач Законы сохранения (7 часов) 22. 23. Количество движения. Упругие и неупругие взаимодействия. Работа и энергия. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 24. Консервативные системы. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 25. Консервативные системы. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 26. Мертвая петля. Соскальзывание со сферы. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 27. 28. Неконсервативные системы. Неконсервативные системы. Молекулярная физика и термодинамика (6 часов) 29. Атомы и молекулы 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 30. Поршни. Газ и пружина. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 31. Трубка с ртутью. 32. Полупрозрачные перегородки. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 33. Работа в цикле. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач 34. Тепловые двигатели. Холодильник и тепловой насос. 1 Решение расчетных и экспериментальных олимпиадных задач