Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Актуальные вопросы обществознания» на уровень среднего общего образования (10-11 класс) Екатеринбург 2023 1. Планируемые результаты освоения учебного курса 1.2. Планируемые результаты изучения: Освоение курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы общественных наук» предполагает достижение следующих результатов: • в личностном направлении: 1. Формирование компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к единому государственному экзамену. 2. Развитие интереса к проблемам социального развития человечества •в метапредметном направлении: 1. Формирование умений иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами из социальной практики; 2. Развитие умения работы с понятиями, с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями 3. Отработка приемов смыслового продуктивного чтения с использованием слов маркеров. • в предметном направлении: 1. Систематизация и углубление теоретических знаний по ключевым позициям курса; 2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания тематических блоков «Общество. Духовная жизнь общества», «Человек. Познание», «Социальные отношения». 3. Овладение умением осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников, выработку определенного алгоритма действий при решении различных моделей заданий. Актуальные вопросы обществоведческого содержания Содержательные линии «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы. Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). Тренинг по выполнению заданий работы по данным содержательным линиям. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы. Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Развитие умений учащихся систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов. Итоговая контрольная работа. Содержательные линии «Экономика»: Экономические системы. Основные вопросы экономики. Традиционная, рыночная, плановая, смешанная экономические системы. Собственность. Формы собственности. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. Роль государства в экономике. Принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности. Организация производства общественных благ. Защита конкуренции. Обеспечение социальных гарантий населению. Смягчение последствий кризисов. Налоги. Понятие и примеры прямых и косвенных налогов. Системы налогообложения. Функции налогов. Виды налогов и сборов в РФ: федеральные, региональные, местные. Государственный бюджет. Статьи дохода и расхода. Уровни государственного бюджета РФ. Функции государственного бюджета. Профицит и дефицит государственного бюджета. Содержательные линии «Политика. Право»: Государство: его функции. Понятие, признаки, функции государства. Формы государства (формы правления, формы государственно территориального устройства, политические режимы). Органы государственной власти в РФ. Федеральное собрание РФ: его структура и полномочия каждой палаты. Правительство РФ и его компетенции. Полномочия Президента РФ. Федеративное устройство РФ. Принципы Федеративного устройства. Разделение полномочий между федеральным центром м субъектами. Конституция РФ. Права и свободы граждан (на основе Конституции РФ). Основы конституционного устройства. Имущественные и неимущественные права. Понятие и объекты имущественных прав. Личные неимущественные права. Нематериальные блага. Способы защиты гражданских прав. Порядок приема на работу. Права и обязанности работника. Права и обязанности работодателя. Заключение и расторжение трудового договора. Дисциплинарные взыскания. Основания для расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака: родство и брак, условия заключения брака, режим имущества супругов, прекращение брака. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Задача и структура правоохранительных органов РФ. Судебная система. Судебная система РФ. Разбор сложных заданий экзаменационной работы. Разбор трудных типов заданий части 1. Основные модели заданий первой части и проверяемые умения. Осуществление поиска социальной информации, представленной в разных знаковых системах. Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Знание основ конституционного строя РФ. Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах. Разбор трудных заданий части 2. Характеристика заданий части 2. Особенности заданий. Использование информации текста в другой познавательной ситуации. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Конкретизация примерами изученных теоретических положений. Анализ статистической и графической информации. Применение обществоведческих знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Индивидуальный план. Соотнесение образца плана с индивидуальным. Внесение корректив в индивидуальный план. Тематическое планирование 10 класс № урока 1 2 3 4 5 6 Количество Тема часов Особенности предмета обществознания как синтеза общественных наук. Системное строение общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества Проблема общественного прогресса в общественной мысли. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Потребности и интересы человека. 7 Деятельность человека, ее основные формы. 8 Свобода и ответственность личности. 1 1 1 1 1 1 1 1 Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции 15 развития). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции 16 развития). 1 1 1 1 1 1 17 Мораль, ее основные категории. 1 18 Мораль, ее основные категории. Социальные отношения: обзор основных позиций, сложные 19 вопросы. 1 9 10 11 12 13 14 1 1 1 Социальное 20 взаимодействие и общественные отношения. 21 Социальные группы и их классификация. 22 Социальный статус. Социальная роль. 1 1 1 23 Неравенство и социальная стратификация. 24 Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и 25 проявления. Демографическая и 26 семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. 1 1 Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Структура социологии. Функции социологии. Объект и предмет социологии. Виды, методы и формы социальных исследований. 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 11 класс № урока Тема 1 Основные вопросы экономики. 2 Экономические системы. 3 Формы собственности. 4 Роль государства в экономике. Количество часов 1 1 1 1 Принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых 5 норм всеми участниками экономической деятельности. Роль государства в экономике: организация производства 6 общественных благ. Защита конкуренции. Обеспечение социальных гарантий населению. Смягчение 7 последствий кризисов. 8 Системы налогообложения. Виды налогов и сборов в РФ: федеральные, региональные, 9 местные. 10 Уровни государственного бюджета РФ. 11 Понятие, признаки, функции государства. 12-13 Органы государственной власти в РФ. Разделение полномочий между федеральным центром м субъектами. Конституция РФ. 14-15 16-17 Основы конституционного права. 18-19 Основы трудового права. 20-21 Актуальные вопросы гражданских правоотношений. 22-23 Имущественные и неимущественные права. 24 Правовое регулирование отношений супругов. 25 Права и обязанности налогоплательщика. 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 26 Задача и структура правоохранительных органов РФ. 27 Судебная система РФ. 1 1 Осуществление поиска социальной информации, 28 представленной в разных знаковых системах. 1 29 30 31 32 33 34 Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Использование информации текста в другой познавательной ситуации. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Конкретизация примерами изученных теоретических положений. Анализ статистической и графической информации. Применение обществоведческих знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. 1 1 1 1 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Демоверсия КИМ ЕГЭ по обществознанию. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по обществознанию. Котова О.А., Лискова Т.Е. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Практика и диагностика: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А Котова, Т.Е Лискова — М.: Просвещение, 2017. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, АЮ. Лазебниковой. 3е изд, перераб. - М: Просвещение, 2023. (Допущено Министерством просвещения РФ). Спецификация КИМ для проведения ЕГЭ по обществознанию. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций — М.: Просвещение, 2023. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Котова О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика подготовки: ключи и ответы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А Котова, Т.Е. Лискова — М.: Просвещение, 2023. Обществознание. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Лискова Т.Е., Котова О.А., Лазебникова А.Ю., Бажанов А.Е.- М.: Просвещение, 2023. Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2023. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека цифрового образовательного контента// Режим доступа: https: //urok.apkpro .ru/ Цифровой образовательный контент// Режим доступа: https://educont.ru/ Методические материалы - Единое содержание общего образования// Режим доступа: Tttps://edsoo.ru/metodicheskie-materialy/ Российская электронная школа// Режим доступа: https://resh.edu.ru/