РП по учебному курсу Актуальные_вопросы_обществознания 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 35

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Актуальные вопросы обществознания»
на уровень среднего общего образования (10-11 класс)

Екатеринбург
2023

1. Планируемые результаты освоения учебного курса
1.2. Планируемые результаты изучения:
Освоение курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы общественных наук»
предполагает достижение следующих результатов:
•

в личностном направлении:

1. Формирование компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при
подготовке к единому государственному экзамену.
2. Развитие интереса к проблемам социального развития человечества
•в

метапредметном направлении:

1.
Формирование умений иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами из социальной практики;
2.
Развитие умения работы с понятиями, с диаграммами и статистической
информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями
3.
Отработка приемов смыслового продуктивного чтения с использованием слов маркеров.
•

в предметном направлении:

1. Систематизация и углубление теоретических знаний по ключевым позициям курса;
2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания
тематических блоков «Общество. Духовная жизнь общества», «Человек. Познание»,
«Социальные отношения».
3.
Овладение умением осуществлять комплексный поиск, систематизацию и
интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников, выработку
определенного алгоритма действий при решении различных моделей заданий.
Актуальные вопросы обществоведческого содержания
Содержательные линии «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые
понятия и трудные вопросы. Ключевые понятия.
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и
природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и
духовной сфер общества.
Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология
обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление
единого человечества. Глобальные проблемы человечества.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой
информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и
личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые
религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и
проявлений динамизма и системности).
Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность
современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития
современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции
развития). Мораль, ее основные категории.

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек.
Познание» Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл
жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация
индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина
и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание.
Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные
теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность
человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров
и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация
личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).
Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий работы по данным содержательным линиям.
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы. Основные
позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и
их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение,
его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические
общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в
современной России.
Развитие умений учащихся систематизировать и обобщать социальную
информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные,
функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов. Итоговая
контрольная работа.
Содержательные линии «Экономика»: Экономические системы. Основные
вопросы экономики. Традиционная, рыночная, плановая, смешанная экономические
системы. Собственность. Формы собственности.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Спрос, закон спроса.
Предложение, закон предложения. Ценовые и неценовые факторы формирования спроса и
предложения.
Роль государства в экономике. Принятие
экономического
законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками
экономической деятельности. Организация производства общественных благ. Защита
конкуренции. Обеспечение социальных гарантий населению. Смягчение последствий
кризисов.
Налоги. Понятие и примеры прямых и косвенных налогов. Системы
налогообложения. Функции налогов. Виды налогов и сборов в РФ: федеральные,
региональные, местные.
Государственный бюджет. Статьи дохода и расхода. Уровни государственного
бюджета РФ. Функции государственного бюджета. Профицит и дефицит государственного
бюджета.
Содержательные линии «Политика. Право»: Государство: его функции. Понятие,
признаки, функции государства. Формы государства (формы правления, формы
государственно территориального устройства, политические режимы).
Органы государственной власти в РФ. Федеральное собрание РФ: его структура и
полномочия каждой палаты. Правительство РФ и его компетенции. Полномочия Президента
РФ.

Федеративное устройство РФ. Принципы Федеративного устройства.
Разделение полномочий между федеральным центром м субъектами.
Конституция РФ. Права и свободы граждан (на основе Конституции РФ).
Основы конституционного устройства.
Имущественные и неимущественные права. Понятие и объекты имущественных прав.
Личные неимущественные права. Нематериальные блага. Способы защиты гражданских
прав.
Порядок приема на работу. Права и обязанности работника. Права и обязанности
работодателя. Заключение и расторжение трудового договора. Дисциплинарные взыскания.
Основания для расторжения трудового договора.
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и
расторжения брака: родство и брак, условия заключения брака, режим имущества супругов,
прекращение брака.
Права и обязанности налогоплательщика.
Правоохранительные органы. Задача и структура правоохранительных органов РФ.
Судебная система. Судебная система РФ.
Разбор сложных заданий экзаменационной работы.
Разбор трудных типов заданий части 1. Основные модели заданий первой части
и проверяемые умения. Осуществление поиска социальной информации,
представленной в разных знаковых системах. Применение социально-экономических
и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам. Знание основ конституционного строя РФ. Осуществление
поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах.
Разбор трудных заданий части 2. Характеристика заданий части 2. Особенности
заданий. Использование информации текста в другой познавательной ситуации.
Формулирование и аргументация оценочных, прогностических суждений, связанных
с проблематикой текста. Конкретизация примерами изученных теоретических
положений. Анализ статистической и графической информации. Применение
обществоведческих знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам.
Индивидуальный план. Соотнесение образца плана с индивидуальным.
Внесение корректив в индивидуальный план.
Тематическое планирование
10 класс

№ урока
1
2
3
4
5
6

Количество
Тема
часов
Особенности предмета обществознания как синтеза
общественных наук.
Системное строение общества.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и
духовной сфер общества
Проблема общественного прогресса в общественной мысли.
Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции.
Потребности и интересы человека.

7 Деятельность человека, ее основные формы.
8 Свобода и ответственность личности.

1
1
1
1
1
1
1
1

Познание мира. Формы познания.
Истина и ее критерии.
Виды человеческих знаний.
Научное познание.
Социальные науки и их классификация.
Социальное и гуманитарное знание.
Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции
15 развития).
Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции
16 развития).

1
1
1
1
1
1

17 Мораль, ее основные категории.

1

18 Мораль, ее основные категории.
Социальные отношения: обзор основных позиций, сложные
19 вопросы.

1

9
10
11
12
13
14

1
1

1

Социальное
20 взаимодействие и общественные отношения.
21 Социальные группы и их классификация.
22 Социальный статус. Социальная роль.

1
1
1

23 Неравенство и социальная стратификация.
24 Социальная мобильность.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и
25 проявления.
Демографическая и
26 семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.

1
1

Этнические общности. Межнациональные отношения.
Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ.
Социальные процессы в современной России.
Структура социологии.
Функции социологии.
Объект и предмет социологии.
Виды, методы и формы социальных исследований.

1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

1
1

11 класс

№ урока
Тема
1 Основные вопросы экономики.
2 Экономические системы.
3 Формы собственности.
4 Роль государства в экономике.

Количество
часов
1
1
1
1

Принятие
экономического
законодательства и контроль над исполнением правовых
5 норм всеми участниками экономической деятельности.
Роль государства в экономике: организация производства
6 общественных благ. Защита конкуренции.
Обеспечение социальных гарантий населению. Смягчение
7 последствий кризисов.
8 Системы налогообложения.
Виды налогов и сборов в РФ: федеральные, региональные,
9 местные.
10 Уровни государственного бюджета РФ.
11 Понятие, признаки, функции государства.
12-13 Органы государственной власти в РФ.
Разделение полномочий между федеральным центром м
субъектами. Конституция РФ.
14-15
16-17 Основы конституционного права.
18-19 Основы трудового права.
20-21 Актуальные вопросы гражданских правоотношений.
22-23 Имущественные и неимущественные права.
24 Правовое регулирование отношений супругов.
25 Права и обязанности налогоплательщика.

1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1

26 Задача и структура правоохранительных органов РФ.
27 Судебная система РФ.

1
1

Осуществление поиска социальной информации,
28 представленной в разных знаковых системах.

1

29
30

31
32
33

34

Применение социально-экономических и гуманитарных
знаний в процессе решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам.
Использование информации текста в другой познавательной
ситуации.
Формулирование
и
аргументация
оценочных,
прогностических суждений, связанных с проблематикой
текста.
Конкретизация примерами изученных теоретических
положений.
Анализ
статистической и графической информации.
Применение обществоведческих знаний в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным
проблемам.

1
1

1
1
1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Демоверсия КИМ ЕГЭ по обществознанию.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по
обществознанию.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс.
Практика и диагностика: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А
Котова, Т.Е Лискова — М.: Просвещение, 2017.
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый
уровень / [Л.Н. Боголюбов, и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, АЮ. Лазебниковой. 3е изд, перераб. - М: Просвещение, 2023. (Допущено Министерством просвещения
РФ).
Спецификация КИМ для проведения ЕГЭ по обществознанию.
Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Рабочая тетрадь: учеб.
пособие для общеобразоват. Организаций — М.: Просвещение, 2023.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Котова О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Методика
подготовки: ключи и ответы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А
Котова, Т.Е. Лискова — М.: Просвещение, 2023.
Обществознание. Методические рекомендации по оцениванию выполнения
заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Лискова Т.Е., Котова О.А., Лазебникова А.Ю.,
Бажанов А.Е.- М.: Просвещение, 2023.
Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов
и др.]. — М.: Просвещение, 2023.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека цифрового образовательного контента// Режим доступа: https: //urok.apkpro
.ru/
Цифровой образовательный контент// Режим доступа: https://educont.ru/
Методические материалы - Единое содержание общего образования// Режим доступа:
Tttps://edsoo.ru/metodicheskie-materialy/
Российская электронная школа// Режим доступа: https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».