ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.с изменениями и дополнениями. 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 03.04.2012г. № Пр-827). 5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. №И). 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 №48226). 7. Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 02.12.2015 № 02-01-82/10468. 10. Устав МОАУ гимназии № 35. Актуальность программы основана на том, что в современном обществе в жизни школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время волейбол занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма. Новизна программы «Волейбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Программа дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в волейбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности. Педагогическая целесообразность программы: учет возрастных особенностей детей 11-14 лет; обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы; игровые методы, круговые методы, индивидуальные методы. проявление уважения и внимания к ребѐнку, его деятельности, результатам его деятельности; забота о комфорте и сбережении здоровья ребѐнка в процессе обучения. Цель программы - обучения игре в волейбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Задачи 1) укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников, ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в волейбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена; 2) воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, 2 воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями; 3)развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростносиловых качеств. Направленность программы: физкультурно –спортивная. Данная программа направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в общество, осознающего в полной мере свою неразрывную связь с миром живой природы и ответственность за будущее планеты. Программа направлена на активное развитие интереса детей к физической культуре, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения навыков в игре волейбол, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. При этом, физическая культура выступает как средство взаимопонимания, дружелюбия и успешного взаимодействия в различных ситуациях. По уровню содержания: дополнительная общеобразовательная программа базового уровня, направленная на освоение таких основных видов деятельности, как передача мяча и прием мяча, нападающий удар, блокирование, подачи мяча. Возраст детей и сроки реализации программы. Программа предназначена для учащихся 10-13 лет; рассчитана на 204 часа в год, 3 часов в неделю (с сентября по май включительно). Длительность одного занятия – 40 минут. Язык, на котором осуществляется образование (обучение) – русский. При реализации образовательной программы предусмотрено использование практических действий Форма организации деятельности очная, групповая (15 человек). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты 1. Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни; 2. Воспитание морально-этических и волевых качеств; 3. Дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; 4. Умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; 5. Умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты 1. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; 2. Умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; 3. Уметь организовать самостоятельные занятия волейболом, а также, с группой товарищей; 4. Организовывать и проводить соревнования по волейболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; 5. Умение рационально распределять своѐ время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; 3 6. Умение вести наблюдение за показателями своего физического развития; Предметные результаты 1. Знать об особенностях зарождения, истории волейбола; 2. Знать о физических качествах и правилах их тестирования; 3. Выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом; 4. Владеть тактико-техническими приемами баскетбола и техникой волейбола; 5. Знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях волейболом и правила его предупреждения; 6. Владеть основами судейства игры в волейбол. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. Педагогический анализ результатов в игровых действиях. Проведение отчетной игры групп «Волейбол». Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической справке по итогам мероприятий. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество часов № Тема модуля 1 2 3 4 5 Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Тестирование, контрольные испытания ИТОГО: Теория Практика Всего 3 0 1 0 0 4 0 50 71 71 8 204 3 50 72 71 8 204 Формы контроля наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Содержание программы 1.«Теоретическая подготовка» Правила техники безопасности при проведении занятий. История рождения и развития волейбола. Правила соревнований. 2. «Общая физическая подготовка» Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Круговая тренировка. Подвижные игры. 3. «Техническая подготовка» Стойки волейболиста. Прием мяча снизу, сверху. Передачи в парах, тройках. Подача мяча через сетку. Нападающий удар. Блокирование. Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам 4. «Тактическая подготовка» 4 Групповые и командные действия в нападении. Групповые и командные действия в защите. 5. Тестирование, контрольные испытания МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ ЗАНЯТИЙ 1. Спортивный зал МАОУ гимназии № 35 2. Волейбольная сетка 3. Волейбольные мячи 4. Гимнастические скамейки 5. Конусы МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Подвижные игры: «Пятнашки» - наиболее универсальная игра для баскетболиста. Применяя различные варианты, можно решать разнообразные задачи – перемещение: В руках у водящего набивной мяч. Он старается одного из убегающих игроков, коснувшись его рукой. Осаленный игрок получает мяч и становится водящим. В зависимости от количества играющих водящих может быть несколько. То же, но игроки перемещаются спиной вперед, приставными шагами, прыжками и т.д. То же, но преследуемый выполняет различные действия (приседания, прыжки и т.д.). Вариант «Пятнашек» без мяча. Игрок, которого настигли, берет водящего за руку и бежит с ним дальше. Следующий осаленный присоединяется к ним и т.д. К концу игры водящие образуют цепь, стараясь захватить в круг оставшихся игроков. «Передача мяча в колоннах». Играющие делятся на несколько групп-команд. Они выстраиваются параллельно в колонну по одному на ширине рук. Впереди стоящий получает мяч. По команде учителя команды начинают передавать мяч в колоннах. Последний игрок команды, получив мяч, бежит в начало колонны и передает мяч сзади стоящему. Игра продолжается до тех пор, пока впереди стоящий не займет свое место и не поднимет мяч над головой. Учитель сам определяет способ передачи мяча и следит, чтобы игроки передавали мяч только определенным способом. «Мяч на полу». Все играющие становятся по кругу. Двое водящих встают в середину круга. У стоящих по кругу один волейбольный мяч. По сигналу преподавателя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Тот, кто попадет в ноги водящего, становится на его место, и игра продолжается. «Круговая охота». Играют две команды. Каждая размещается по кругу – одна по внешнему, другая по внутреннему. По первому сигналу игроки передвигаются приставными шагами (или скачками) в указанном направлении. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а стоящие во внутреннем стараются осалить тех, кто стоял напротив, преследуя по всей площадке. Когда все игроки окажутся пойманными, команды меняются ролями, и игра повторяется. «Ловля парами». Выбирается пара ловцов, которые, взявшись за руки, начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен попадают два игрока, они составляют новую пару и т.д. Правилами разрешается «выскальзывать» 5 из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам разрешается хватать играющих руками и силой втягивать их в круг. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ 1. Бондарь А.И. Учись играть в волейбол – Минск: Полынья, 2009. –111с. 2. Вальтин А.И. волейбол в школе. - М.: Просвещение,2012. -111с. 3. Вальтин А.И. Методика совершенствования техники волейболиста/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 2013. -24с. 4. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках волейбола// Физическая культура в школе. –11. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2018. 5. Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2018. 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение, 2010. 7. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 2012г. 8. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2014. - N 41-42. - С. 5,17. 9. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988. 10. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 2016. 991.-№2- с. 27-30. 6 7 Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год № Наименование тем Количество часов Форма занятий Место Форма контроля 1 Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. 3 Групповая Спортзал Наблюдение 2 Правила игры в волейбол. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 3 Действие без мяча: имитация передачи мяча. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 4 Действия без мяча: имитация нападающего удара. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 5 Правила игры в волейбол. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 6 Подача мяча: верхняя и нижняя, прямая. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 7 Подача мяча: верхняя боковая.. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 8 Правила игры в волейбол. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 9 Передача мяча: сверху двумя руками с места. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 10 Передача мяча: в прыжке, после перемещения. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 11 Передача мяча: из зоны в зону.. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 12 Передача мяча: из глубины площадки к сетке. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 13 Передача мяча: стоя у сетки сверху двумя руками. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 14 Передача мяча: стоя спиной в направлении передачи. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 15 Передача мяча: сверху из глубины площадки. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 16 Прием мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 17 Прием мяча: нижней и верхней прямой 6 Групповая Спортзал Наблюдение 8 подачи в зоне нападения. 18 Прием мяча: сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 19 Прием мяча: с низу двумя руками и одной рукой с падением в перед на руку и перекатом на грудь. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 20 Нападающий удар через сетку: по ходу из зоны 3,4 и 2. Игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 21 Нападающий удар через сетку: в зонах 4 и 2 с передачей из глубины площадки. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 22 Нападающий удар через сетку: из зоны 3 с высоких и средних передач. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 23 Нападающий удар через сетку: с удаленных от сетки передач. Игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 24 Блокирование нападающих ударов: одиночные и групповые в зонах 4 и 2, выполненных с передачи из зоны 3. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 25 Блокирование нападающих ударов: по ходу, выполняемых из зон 4-3 и 2-3 в известном направлении. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 26 Индивидуальные тактические действия: выбор и способ отбивания мяча через сетку. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 27 Передача сверху двумя руками, кулаком снизу. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 28 Выбор места для выполнения блокирования нападающего удара. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 29 Выбор места для выполнения нападающего удара. Игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 30 Взаимодействие игроков передней линии в нападении. Игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 9 31 Взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении и при приеме подачи. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 32 Защитные действия игроков внутри линии при приеме подач. Игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 33 Нападающие действия игроков передней линии при второй передачи. Учебная игра. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 34 Соревнования между групп. 6 Групповая Спортзал Наблюдение 10