Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Волейбол

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баскетбол» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими
документами:
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г.с изменениями и дополнениями.
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля
2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов (утверждена Президентом РФ 03.04.2012г. № Пр-827).
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г.
№И).
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017
№48226).
7. Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
8. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
9. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 02.12.2015 № 02-01-82/10468.
10.
Устав МОАУ гимназии № 35.
Актуальность программы основана на том, что в современном обществе в жизни
школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один
день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся
дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной
учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль
играет эффективная организация спортивно-оздоровительной работы в школе, в том
числе во внеурочное время. Вот почему среди наиболее эффективных средств
спортивно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время волейбол
занимает видное место. Этот вид спорта развивает двигательную активность,
улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную
систему организма.

Новизна программы «Волейбол» в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе
обучения. Программа дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям,
которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к
вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию
гармоничного человека. Технические приемы, тактические действия и собственно игра
в волейбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования
жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности
не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для
развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и
характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности,
воспитания чувства коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности,
ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой
деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной
деятельности.
Педагогическая целесообразность программы:

учет возрастных особенностей детей 11-14 лет;

обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности,
как в части ее содержания, так и в части формы; игровые методы, круговые методы,
индивидуальные методы.

проявление уважения и внимания к ребѐнку, его деятельности, результатам
его деятельности;

забота о комфорте и сбережении здоровья ребѐнка в процессе обучения.
Цель программы - обучения игре в волейбол – педагогический процесс,
направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических
качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к
самостоятельной, творческой деятельности.
Задачи
1) укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников,
ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в
волейбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;
2) воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование
понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом,
2

воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими
упражнениями;
3)развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростносиловых качеств.
Направленность программы: физкультурно –спортивная. Данная программа
направлена на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции
ребенка в общество, осознающего в полной мере свою неразрывную связь с миром
живой природы и ответственность за будущее планеты. Программа направлена на
активное развитие интереса детей к физической культуре, процесс накопления
эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения навыков в игре
волейбол, способов деятельности, потенциала способностей и потребностей. При
этом, физическая культура выступает как средство взаимопонимания, дружелюбия и
успешного взаимодействия в различных ситуациях.
По уровню содержания: дополнительная общеобразовательная программа
базового уровня, направленная на освоение таких основных видов деятельности, как
передача мяча и прием мяча, нападающий удар, блокирование, подачи мяча.
Возраст детей и сроки реализации программы. Программа предназначена для
учащихся 10-13 лет; рассчитана на 204 часа в год, 3 часов в неделю (с сентября по май
включительно). Длительность одного занятия – 40 минут. Язык, на котором
осуществляется образование (обучение) – русский. При реализации образовательной
программы предусмотрено использование практических действий
Форма организации деятельности очная, групповая (15 человек).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1. Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической
культурой и к здоровому образу жизни;
2. Воспитание морально-этических и волевых качеств;
3. Дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
4. Умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
5. Умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты
1. Определять наиболее эффективные способы достижения результата;
2.
Умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
3.
Уметь организовать самостоятельные занятия волейболом, а также, с
группой товарищей;
4.
Организовывать и проводить соревнования по волейболу в классе, во
дворе, в оздоровительном лагере;
5. Умение рационально распределять своѐ время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
3

6.

Умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты
1. Знать об особенностях зарождения, истории волейбола;
2. Знать о физических качествах и правилах их тестирования;
3. Выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с
возрастом;
4. Владеть тактико-техническими приемами баскетбола и техникой волейбола;
5. Знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях
волейболом и правила его предупреждения;
6. Владеть основами судейства игры в волейбол.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
 Педагогическое наблюдение за деятельностью детей.
 Педагогический анализ результатов в игровых действиях.
 Проведение отчетной игры групп «Волейбол».
Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической
справке по итогам мероприятий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
№

Тема модуля
1
2
3
4
5

Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Тестирование, контрольные испытания
ИТОГО:

Теория

Практика

Всего

3
0
1
0
0
4

0
50
71
71
8
204

3
50
72
71
8
204

Формы
контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

Содержание программы
1.«Теоретическая подготовка»
Правила техники безопасности при проведении занятий.
История рождения и развития волейбола. Правила соревнований.
2. «Общая физическая подготовка»
Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости).
Круговая тренировка.
Подвижные игры.
3. «Техническая подготовка»
Стойки волейболиста. Прием мяча снизу, сверху. Передачи в парах, тройках.
Подача мяча через сетку. Нападающий удар. Блокирование.
Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам
4. «Тактическая подготовка»
4

Групповые и командные действия в нападении.
Групповые и командные действия в защите.
5. Тестирование, контрольные испытания
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. Спортивный зал МАОУ гимназии № 35
2. Волейбольная сетка
3. Волейбольные мячи
4. Гимнастические скамейки
5. Конусы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Подвижные игры:
«Пятнашки» - наиболее универсальная игра для баскетболиста. Применяя
различные варианты, можно решать разнообразные задачи – перемещение:
В руках у водящего набивной мяч. Он старается одного из убегающих игроков,
коснувшись его рукой. Осаленный игрок получает мяч и становится водящим. В
зависимости от количества играющих водящих может быть несколько.
То же, но игроки перемещаются спиной вперед, приставными шагами,
прыжками и т.д.
То же, но преследуемый выполняет различные действия (приседания, прыжки и
т.д.).
Вариант «Пятнашек» без мяча. Игрок, которого настигли, берет водящего за
руку и бежит с ним дальше. Следующий осаленный присоединяется к ним и т.д. К
концу игры водящие образуют цепь, стараясь захватить в круг оставшихся игроков.
«Передача мяча в колоннах». Играющие делятся на несколько групп-команд.
Они выстраиваются параллельно в колонну по одному на ширине рук. Впереди
стоящий получает мяч. По команде учителя команды начинают передавать мяч в
колоннах. Последний игрок команды, получив мяч, бежит в начало колонны и
передает мяч сзади стоящему. Игра продолжается до тех пор, пока впереди стоящий
не займет свое место и не поднимет мяч над головой. Учитель сам определяет способ
передачи мяча и следит, чтобы игроки передавали мяч только определенным
способом.
«Мяч на полу». Все играющие становятся по кругу. Двое водящих встают в
середину круга. У стоящих по кругу один волейбольный мяч. По сигналу
преподавателя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им
ноги водящих. Тот, кто попадет в ноги водящего, становится на его место, и игра
продолжается.
«Круговая охота». Играют две команды. Каждая размещается по кругу – одна по
внешнему, другая по внутреннему. По первому сигналу игроки передвигаются
приставными шагами (или скачками) в указанном направлении. По второму сигналу
игроки внешнего круга разбегаются, а стоящие во внутреннем стараются осалить тех,
кто стоял напротив, преследуя по всей площадке. Когда все игроки окажутся
пойманными, команды меняются ролями, и игра повторяется.
«Ловля парами». Выбирается пара ловцов, которые, взявшись за руки,
начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается
пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен попадают два
игрока, они составляют новую пару и т.д. Правилами разрешается «выскальзывать»
5

из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам разрешается хватать
играющих руками и силой втягивать их в круг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондарь А.И. Учись играть в волейбол – Минск: Полынья, 2009. –111с.
2. Вальтин А.И. волейбол в школе. - М.: Просвещение,2012. -111с.
3. Вальтин А.И. Методика совершенствования техники волейболиста/. Автореф.
дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 2013. -24с.
4. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках волейбола// Физическая
культура в школе. –11. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2018.
5. Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С.
Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2018.
6.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор. М. Просвещение, 2010.
7. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 2012г.
8. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. //
Спорт в школе. - 2014. - N 41-42. - С. 5,17.
9. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ.
воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988.
10. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 2016.
991.-№2- с. 27-30.

6

7

Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№ Наименование тем

Количество
часов

Форма
занятий

Место

Форма
контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

3

Групповая Спортзал

Наблюдение

2

Правила игры в волейбол.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

3

Действие без мяча: имитация передачи мяча.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

4

Действия без мяча: имитация нападающего
удара.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

5

Правила игры в волейбол.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

6

Подача мяча: верхняя и нижняя, прямая.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

7

Подача мяча: верхняя боковая..

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

8

Правила игры в волейбол.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

9

Передача мяча: сверху двумя руками с места.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

10 Передача мяча: в прыжке, после
перемещения.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

11 Передача мяча: из зоны в зону..

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

12 Передача мяча: из глубины площадки к
сетке.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

13 Передача мяча: стоя у сетки сверху двумя
руками.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

14 Передача мяча: стоя спиной в направлении
передачи.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

15 Передача мяча: сверху из глубины площадки.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

16 Прием мяча: на задней линии от нижней
прямой и боковой подачи.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

17 Прием мяча: нижней и верхней прямой

6

Групповая Спортзал

Наблюдение
8

подачи в зоне нападения.
18 Прием мяча: сверху двумя руками с
падением в сторону на бедро и перекатом на
спину. Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

19 Прием мяча: с низу двумя руками и одной
рукой с падением в перед на руку и
перекатом на грудь. Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

20 Нападающий удар через сетку: по ходу из
зоны 3,4 и 2. Игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

21 Нападающий удар через сетку: в зонах 4 и 2
с передачей из глубины площадки. Учебная
игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

22 Нападающий удар через сетку: из зоны 3 с
высоких и средних передач. Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

23 Нападающий удар через сетку: с удаленных
от сетки передач. Игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

24 Блокирование нападающих ударов:
одиночные и групповые в зонах 4 и 2,
выполненных с передачи из зоны 3. Учебная
игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

25 Блокирование нападающих ударов: по ходу,
выполняемых из зон 4-3 и 2-3 в известном
направлении. Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

26 Индивидуальные тактические действия:
выбор и способ отбивания мяча через сетку.
Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

27 Передача сверху двумя руками, кулаком
снизу. Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

28 Выбор места для выполнения блокирования
нападающего удара.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

29 Выбор места для выполнения нападающего
удара. Игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

30 Взаимодействие игроков передней линии в
нападении. Игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

9

31 Взаимодействие игроков задней и передней
линии в нападении и при приеме подачи.
Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

32 Защитные действия игроков внутри линии
при приеме подач. Игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

33 Нападающие действия игроков передней
линии при второй передачи. Учебная игра.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

34 Соревнования между групп.

6

Групповая Спортзал

Наблюдение

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».