12.01.2023
Подросток в кризисной
ситуации. Что делать?
Мероприятие
первичной профилактики суицидального поведения подростков
Изучение
проблемы суицида показывает, что в целом ряде случаев подростки решились на
самоубийство для того, чтобы обратить внимание родителей на свои проблемы и
таким страшным образом протестовали против бездушия, безразличия, цинизма и
жестокости взрослых. Как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки
решаются на такой шаг от стрессов, ощущения одиночества, собственной ненужности
и утраты смысла жизни.
Правильное
поведение родителей, оказывающих своевременную психологическую поддержку и
доброе участие, помогло бы избежать трагедии. Поэтому так важна в
образовательной организации профилактическая работа с семьёй. Предлагаем вашему
вниманию разработку родительского собрания для родителей подростков, которых
педагоги и психолог отнесли к группе риска. Данный родительский консилиум является
мероприятием первичной профилактики суицидального поведения, то есть
ориентирован на семьи, где дети имеют три и более индикатора суицидального
риска. Собрание должен вести опытный педагог или психолог, который может
организовать доверительное общение в группе взрослых людей.
Мини-лекция
«Возрастные особенности подростков»
Подростковый
период - особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резко
проходящими качественными изменениями, связанными с половым созреванием и
вхождением во взрослую жизнь.
Прохождение
через этап полового созревания нередко бывает очень болезненным. Подростки
чрезвычайно критически настроены по отношению к собственной внешности. Они
очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, подвержены колебаниям
настроения и аффективным вспышкам.
Для
подростков характерны следующиеповеденческие реакции:
-
эмансипация (подросток начинает ''дистанцироваться'' от
взрослых);
-
оппозиция
(подросток начинает противопоставлять себя окружающим, прежде всего родителям,
взрослым);
-
группирование
(для подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, желая
занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более конформным
к действиям и ценностям членов группы).
Подростков
отличает полярность психики:
-
Целеустремленность,
настойчивость и импульсивность;
-
Неустойчивость
может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
-
Повышенная
самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и
неуверенностью в себе;
-
Потребность
в общении сменяется желанием уединиться;
-
Развязность
в поведении порой сочетается с застенчивостью;
-
Романтические
настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
-
Нежность,
ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
В
подростковом возрасте начинается психологическое отделение ребёнка от
родителей. Подросток может быть грубым, резким, критиковать родителей и других
взрослых. Это как бы время расплаты семьи за их неверную родительскую позицию:
многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета.
Происходит как бы свержение родителей с пьедестала непогрешимости. Дети готовы
видеть в них лишь негатив, идут на конфликт по малейшему поводу, категорически
отказываются рассказывать о своей жизни.
И, тем
не менее, как никогда, нужно беречь контакт со своими детьми. Перед подростками
открывается вся сложность окружающего мира, в которой очень нелегко
разобраться. Им нужен друг-учитель, а не моралист, нужен человек, который может
понять все переживания, а не осудить, может помочь разобраться в сложной
жизненной ситуации. А эти ситуации бывают куда более сложными, чем у взрослых,
поскольку здесь все впервые: первая любовь, первые взрослые разговоры, первые
взрослые увлечения.
Мини-лекция «Причины подросткового
суицида»
Уважаемые
родители! Вы очень бережно и заботливо отнеслись к представленным вам
откровениям подростков. Вы трепетно искали самые нужные для детей слова. Эти
письма - не придуманные. Они действительно написаны подростками. Перед тем, как
совершить самоубийство. К сожалению, эта тема стала особенно актуальной в
последнее время. На вопрос о причинах, которые могли бы привести подростка к
суицидальным мыслям, на первое место вышли ответы: одиночество – 33,4% и
непонимание родителей – 30,2%. На конфликты между родителями указали 22% опрашиваемых.
Родительская
жестокость имеет место приблизительно в 45-49% российских семей. Однако если
учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то каждый
ребёнок хоть однажды сталкивается с проявлением жестокости, давления и насилия
со стороны своих родителей.
Ребёнок
настолько боится наказания или настолько устал от давления взрослых, криков или
того же наказания, что принимает решение уйти их жизни и сообщает об этом в
прощальном письме. Так, 13-летняя девочка, совершившая попытку самоубийства,
незадолго до этого пишет в своём дневнике: «Я не хочу жить…Я боюсь жить, боюсь
попасть под машину, боюсь получить плохую оценку, родителей боюсь, стесняюсь
друзей и подруг, очень боюсь теракта… Я не хочу жить».
Причиной
суицидального поведения часто оказывается уязвлённое самолюбие, утрата ценного
для подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников,
отвергнутая любовь, тем более, если это происходит на глазах у друзей или
одноклассников.
Часто
причиной суицида может служить необходимость выпутаться из серьёзной ситуации,
в которую попал подросток, желание избежать наказания, вызвать сочувствие и
сострадание. И каждый раз это – одиночество, боль, непонимание, раненая душа
Самые
близкие люди подростков, их родители, иногда не только не замечают страданий
ребёнка, но и сами являются их причиной. Отцы и матери, не осознавая, создают
вокруг детей атмосферу чрезмерной требовательности, непринятия и недовольства.
Основная причина недовольства родителей своими детьми, и как следствие,
подзатыльников, ругани, избиений – неудовлетворённость результатами учебной
деятельности ребёнка (50% опрошенных родителей). Хвалят своих детей за
выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить –
30,8%.
Результаты
исследований показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям50%
родителей отмечают мотив: «стремление воспитать». Выявлена 21 форма проявления
родителями «воспитательного воздействия». Лишь в трёх случаях эти формы можно
назвать приемлемыми: «ведут воспитательные беседы», «приводят положительные
примеры», «разговаривают как с взрослыми» 7,7% пап и 12,6% мам опрошенных
применяют методы физического воздействия, бьют их. 18% пап и 49% мам опрошенных
детей применяют различные методы психологического насилия: запирают в тёмную
комнату, унижают перед родственниками и друзьями.
В
профилактике суицидального поведения детей родители играют первостепенную роль.
Именно вы, дорогие родители, закладываете в сознание детей ценность жизни, жизнеутверждающие
установки, оптимизм и жизнестойкость, с помощью которых подростки благополучно
могут выйти из кризисных ситуаций и переживаний стрессов. Вы можете заметить,
что ребёнок погружён в негативные эмоции, и оказать ему необходимую поддержку и
помощь, предотвратив тем самым трагедию. В завершении нашей встречи вы получите
буклеты, в них найдёте те признаки в поведении подростков, которые должны
насторожить вас и побудить к внимательному и бережному взаимодействию с детьми.
«Подросток
и депрессия»
Депрессия - угнетенное состояние, характеризующееся
упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел,
поручений. Такое психологическое состояние считается заболеванием, которое необходимо
лечить. Довольно часто человек любого возраста не может самостоятельно выйти
из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.
Депрессивное
состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные,
так и субъективные факторы.
Основные причины депрессии у подростков следующие:
-
Гормональная перестройка в организме детей. В этот период
они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут
вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
-
Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость,
отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную
нестабильность, делают подростка несчастным.
-
Социальный статус. Если ребенок
не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним,
не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
-
Неразделенная первая любовь. Подростки очень
остро реагируют на возникшие чувства, которые иногда остаются без ответа, поэтому
у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя
уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию
и депрессивным состояниям.
-
Высокие требования родителей. Завышенная планка,
непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания
за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
-
Семейное неблагополучие. Отношения в
семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у
подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся
жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.
Как распознать признаки депрессивного состояния у подростков?
Подростки сталкиваются с множеством давящих факторов, начиная с полового созревания
и заканчивая вопросами о том, кто они и где их место. Естественный переход от ребенка
к взрослому также сопровождается конфликтами с родителями, так как подростки начинают
отстаивать свою независимость.
Во всей этой драме не всегда легко различить депрессивные состояния и нормальную
подростковую капризность. Это еще усложняется тем, что подростки, страдающие депрессией,
не обязательно выглядят грустными, и они не всегда избегают других. Для некоторых
депрессивных подростков, наоборот, более характерны симптомы раздражительности,
агрессии и ярости.
Признаки и симптомы
депрессии у подростков:
-
печаль или безысходность;
-
раздражительность, гнев или враждебность;
-
слезливость, частый плач;
-
избегание друзей и семьи;
-
потеря интереса к ранее любимой деятельности;
-
изменения в пищевом поведении и режиме сна;
-
беспокойство и возбужденность;
-
чувство бесполезности и вины;
-
отсутствие энтузиазма и мотивации;
-
усталость и недостаток энергии;
-
трудности с концентрацией;
-
мысли о смерти или суициде.
Период, когда наиболее четко выявляются
черты депрессивного состояния, бывает в возрасте полового созревания, когда начинается
сдвиг
в настроении: подростки начинают ощущать тяжесть внутренних конфликтов,
появляются мысли о бренности существования, тоскливое настроение.
Если вы не уверены, находится подросток в депрессивном состоянии или просто
является «нормальным подростком», подумайте, как давно появились симптомы, насколько
серьезными они являются и насколько сильно поведение подростка отличатся от обычного.
Некоторые проявления ожидаемы, так как являются способом подростка справляться с
проблемами взросления, но драматические и продолжительные изменения в личности,
настроении или поведении являются маркерами, говорящими о наличии более глубокой
проблемы.
Роль
семьи в профилактике депрессивных состояний у подростка
Семья является
основной единицей общества, обеспечивает безопасность и благоприятные условия для
развития потомства. Однако, как и в любых отношениях, ситуация в семье может привести
в замешательство. Причин такого состояния может быть много, например, внешние факторы,
личностные особенности индивидов, появление напряжения между людьми. Депрессивные
проявления могут быть результатом стресса, связанного с семейными проблемами, но
также могут быть их причиной.
При депрессивных состояниях у ребенка
существенно
снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений
с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают
богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь
ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером»
в отношениях между школой и ребенком, ровесниками и ребенком.
В подавленном состоянии любой человек, сколько
бы лет ему не было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим.
И в силах родителей дать ребенку поддержку и уверенность в безопасности семейной
среды.
Что может предпринять родитель?
1) Безоговорочное
принятие детей такими, какими они являются. Безусловно
принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный,
способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Именно родители должны поддерживать своего ребёнка, сколько бы лет ему не было,
вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих
родителей.
2) Обнимайте
ребенка несколько раз в день, проявляйте внимание и заботу.
Даже пожелание доброго дня или удачи способствует нормализации настроения.
3) Равноценное
отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с
целью предупреждения чувства ревности.
4) Обучение
ребенка конструктивному общению с взрослыми и сверстниками.
5) Соблюдение
единых подходов в воспитании ребенка, с развитием у него таких качеств
как самостоятельность, уверенность в себе.
6) Участие
взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация
совместной деятельности, совместные занятия с ребенком, несколько семейных дел,
традиции - создают зону радости.
7) Создание
необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.
8) Предупреждение
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация
основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных
и творческих способностей.
9) Сохранение
конфиденциальности (лучше, чтобы родители переговорили с учителями,
предупредили о непростом периоде в жизни ребенка и попросили их быть максимально
толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию
с ровесниками; также необходимо предупредить педагогов о том, чтобы окружающие не
узнали о болезни).
Помогайте подростку
открываться
Если вы подозреваете, что ваш подросток страдает от депрессивных состояний,
сразу же поговорите с ним о его переживаниях. В любом случае проблемное поведение
и эмоции, которые вы замечаете, являются тревожными признаками.
Поделитесь с
подростком своим беспокойством не предвзято и с любовью. Расскажите, какие конкретные
проявления в его поведении вас тревожат и почему. Затем поощрите ребенка к тому,
чтобы он поделился тем, что он переживает.
Ваш подросток может не захотеть открываться, потому что он испытывает стыд или
ему страшно остаться непонятым. Если этих причин нет, то подростку, испытывающему
депрессивные состояния, просто трудно выразить свои чувства.
Если подросток утверждает, с ним все в порядке, но при этом не может объяснить,
что является причиной депрессивного поведения, доверьтесь своим инстинктам. Помните,
что за
отрицанием лежит очень сильная эмоция.
Советы по общению с подростком, испытывающим депрессивные
состояния
Предложите поддержку |
Пусть подросток
знает, что вы всегда полностью и безоговорочно на его стороне. Сдерживайтесь задавать
слишком много вопросов (подростки не любят чувствовать на себе давление или покровительство),
но дайте понять, что вы всегда готовы предоставить любую необходимую поддержку. |
Будьте мягкими, но настойчивыми |
Не сдавайтесь,
если подросток сначала закрывается от вас. Разговоры о депрессии очень трудны
для подростков. Уважайте уровень комфорта вашего ребенка, но, в то же время, подчеркивайте
вашу заботу и готовность слушать. |
Слушайте без морализаторства |
Сопротивляйтесь
любому желанию критиковать или выносить суждения, как только подросток начинает
говорить. Важно уже то, что ваш ребенок общается. Избегайте давать непрошеных
советов и не ставьте ультиматумы. |
Признайте его чувства |
Даже не пытайтесь
разговаривать с подростком, если его чувства или проблемы кажутся вам глупыми
или иррациональными. Просто примите боль и печаль, которые он чувствует. Если
вы этого не сделаете, то он поймет, что вы не принимаете его чувства всерьез. |
Подростковый
возраст является именно тем периодом, когда депрессивное
расстройство поддается наиболее интенсивной профилактике и коррекции.
Обращайте внимание
на эмоциональное
состояние Вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать,
внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если Вы не справляетесь сами, чувствуете
неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере Вашего ребенка, не стесняйтесь
обращаться за помощью. Специалисты помогут Вам найти выход из трудной ситуации.
Оказание первичной помощи
в беседе с подростком
№ |
Если вы слышите |
Помогающие фразы |
Запрещенные фазы |
1. |
«Ненавижу учебу,
класс...» |
«Что происходит
у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда я был
в твоем возрасте да ты просто лентяй!» |
2. |
«Все кажется
таким безнадежным...» |
«Иногда все
мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую
из них надо решить в первую очередь» |
«Подумай лучше
о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
3. |
«Всем было
бы лучше без меня!» |
«Ты очень много
значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» |
«Не говори
глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
4. |
«Вы не понимаете
меня!» |
«Расскажи мне,
как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» |
«Кто же может
понять молодежь в наши дни?» |
5. |
«Я совершил
ужасный поступок...» |
«Давай сядем
и поговорим об этом» |
«Что посеешь,
то и пожнешь!» |
6. |
«А если у меня
не получится?» |
«Если не получится,
я буду знать, что ты сделал все возможное» |
«Если не получится
— значит, ты недостаточно постарался!» |